Бюллетень МИКС 12/2010 - Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Индекс материала
Бюллетень МИКС 12/2010
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)

 

Генеральная прокуратура РФ. В 2009 году выявлено около 900 тысяч нарушений закона со стороны органов местного самоуправления, а за 9 месяцев 2010 года уже почти 720 тысяч, из них - четверть связаны с изданием незаконных правовых актов. При этом чаще субъектами нормотворчества допускались нарушения в таких сферах регулирования, как размещение государственных заказов, бюджетные, градостроительные, земельные и жилищные отношения, ЖКХ, муниципальная собственность. 

По словам генерального прокурора, нормативные акты органов местного самоуправления зачастую "наводнены коррупционными факторами". Подавляющее большинство их в стране (более 90%) приходится именно на нормативные акты, принимаемые на муниципальном уровне.

За 9 месяцев этого года прокурорами изучено почти 550 тысяч правовых актов и их проектов. При этом около 27 тысяч документов содержали кооррупциогеные признаки, в том числе 20 тысяч - противоречили закону.

"Все это  способствует коррупции в муниципальном звене. Только в текущем году за коррупционные преступления привлечены к уголовной ответственности почти 400 должностных лиц", - сообщил Генпрокурор. 

 

МВД РФ. В январе-сентябре 2010г. правоохранительными органами России было выявлено более 35 тыс. преступлений коррупционной направленности. Притом что "оперативный состав ориентирован на выявление и пресечение значимых системных коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными чиновниками с широким кругом полномочий", фактов получения взяток в крупном или особо крупном размере было выявлено 255.

Высокопоставленными фигурантами коррупционных уголовных дел стали четыре действующих и бывших заместителя губернаторов, пять министров органов исполнительной власти субъектов РФ, восемь глав муниципальных образований и четыре их заместителя, четыре депутата различного уровня Законодательных собраний в субъектах РФ, пять должностных лиц структурных подразделений органов власти субъектов РФ и восемь муниципальных образований, 15 должностных лиц структурных, в том числе территориальных, подразделений федеральных органов власти, федеральных государственных учреждений.

При этом в МВД считают, что "взятка стала опасней для чиновника, который стал значительно осмотрительней и не готов рисковать по мелочам". По данным ДЭБа, за девять месяцев 2010г. средняя сумма взятки превысила 42,5 тыс. руб., а сумма коммерческого подкупа приблизилась к 90 тыс. руб. Сумма задокументированных правоохранительными органами взяток составила более 462,6 млн руб.

 

Тюменская область. С начала года тюменскими прокурорами в сфере противодействия коррупции выявлено 743 нарушения закона. Для их устранения принесено 115 протестов и внесено 177 представлений. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 241 лицо, 43 чиновника предостережены о недопустимости нарушения закона.
Одним из наиболее распространенных нарушений в чиновничьей среде является предоставление недостоверных сведений об имуществе. Такие нарушения прокуратурой выявляются практически в каждом проверяемом органе власти.
На днях прокуратура области завершила проверку в администрации Тюменского района. Установлено, что 37 ее сотрудников утаили истинные сведения о своих доходах и имуществе. Причем суммы сокрытых доходов не маленькие и составляют от 450 тыс. до 750 тыс. рублей. Прокуратурой области были выявлены и другие нарушения закона. Уже сейчас по вскрытым прокуратурой фактам хищения бюджетных средств в сумме 2 млн. рублей, выделенных на капитальный ремонт жилого фонда в поселке Новотарманский, возбуждено и расследуется уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).
В текущем году при выявлении нарушений служащими запретов, установленных законом, прокуратурой ставились вопросы о расторжении с ними служебных контрактов.
C начала года прокурорами в этой сфере выявлено 425 нарушений закона в сфере государственных и муниципальных закупок, имеющих коррупционную составляющую. Для их устранения внесено 208 представлений и протестов, объявлено 110 предостережений должностным лицам. По требованию прокуратуры к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 234 лица.
В текущем году прокуратурой области активизирована практика привлечения к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в сфере закупок.
Так, в отношении первого заместителя главы администрации Тюменского района возбуждено два административных дела за заключение муниципальных контрактов на строительство объектов с единственным поставщиком без проведения аукциона. Чиновнику грозит штраф в сумме 100 тыс. рублей, который он должен будет уплатить за счет собственных средств.
Между тем, наибольшее число нарушений закона и преступлений совершается на стадии исполнения государственных и муниципальных контрактов.
К примеру, предан суду бывший руководитель управы Ленинского округа г. Тюмени, который получил взятку в виде дорогостоящего внедорожника от фирмы-подрядчика, а также подписал фиктивные документы о стоимости выполненных работ по ряду муниципальных контрактов. Это позволило коммерческим организациям необоснованно получить из бюджета более 23 млн. рублей.
Правоохранительными органами региона вскрыты и факты хищения бюджетных средств в процессе исполнения государственных и муниципальных заказов. В настоящее время силовиками расследуется более двух десятков таких уголовных дел. Размер причиненного по ним ущерба бюджетам разных уровней составил более 130 млн. рублей.
Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов является одной из мер профилактики коррупции, предусмотренной Федеральным законом «О противодействии коррупции». В соответствии с действующим законодательством данную экспертизу на территории области проводит не только прокуратура области, но и Тюменской областная Дума, Правительство Тюменской области, Управление Минюста России по Тюменской области, независимые эксперты и другие субъекты экспертизы.
В текущем году прокуратурой совместно с органами власти осуществлены организационные мероприятия, направленные на реализацию полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, налажен обмен информацией о выявляемых коррупциогенных факторах.
В ноябре практика проведения экспертизы и возникающие при этом проблемы были обсуждены в прокуратуре области на «круглом столе» с участием представителей региональных органов власти, независимых экспертов, представителей Торгово-промышленной палаты Тюменской области, с которой прокуратурой заключено соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия коррупции. На круглом столе, в частности, отмечено отсутствие результатов антикоррупционной экспертизы со стороны всех 14 независимых экспертов, аккредитованных на территории области Минюстом России.
По результатам проведенных прокурорами правовых экспертиз в 39 нормативных правовых актах (11 - органов государственной власти области и 28 - органов местного самоуправления) и 85 проектах данных актов были выявлены положения, создающие возможность для коррупционных проявлений. Для их устранения было внесено 10 протестов, 18 требований, 85 информаций. По итогам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из правовых актов и их проектов.
Так, по протесту прокурора Тобольского района из распоряжения «О финансовом контроле» исключены нормы, согласно которым направление в правоохранительные органы контрольных проверок со сведениями о преступлениях могло осуществляться только с согласия самого главы. Это могло позволить данному чиновнику скрыть преступления, совершенные им или его подчиненными.
С начала года при координирующей роли прокуратуры правоохранительными органами региона выявлено 1337 коррупционных преступлений, в том числе 263 факта взяточничества, свыше 160 злоупотреблений и превышений должностных полномочий.

Волгоградская область. В 2010 году средняя сумма взяткипо выявленным коррупционным преступлениям  в Волгоградской области составила 45,4 тыс. рублей, что в пять раз превышает показатели 2009 г. Чаще всего случаи взяточничества выявляются при заключении чиновниками разных уровней государственных и муниципальных контрактов. Факты коррупции распространены в сфере земельных отношений, которые сопряжены с рейдерством.

Одним из самых ярких примеров коррупции на высоком уровне стало задержание с поличным главы администрации Новоаннинского муниципального района и начальник ОВД по Новоаннинскому району, которые требовали от директора СКП передать в безвозмездное пользование подконтрольному им лицу 5 тыс. гектаров пахотных земель сельхозназначения, либо деньги в размере 3 миллиона рублей. В ближайшее время уголовное дело будет направлено в суд.

За 10 месяцев 2010 года оперативниками выявлено 763 преступления против интересов государственной власти. Зафиксировано 134 факта получения взяток, в том числе 8 в крупном размере, что составляет 2,8% от таких преступлений по России. К уголовной ответственности за совершенные преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ, привлечено 214 лиц, в том числе 41 по ст. 290 УК РФ (получение взятки).

Волгоградская область вошла в десятку лучших органов внутренних дел России по борьбе с преступлениями коррупционной направленности. Ежедневно оперативниками раскрываются по 3 преступления в этой сфере.


Приморский край. Органами прокуратуры края дана оценка на коррупциогенность более чем 11 тыс. НПА и их проектам. Выявлено свыше 200 региональных и муниципальных НПА, содержащих 365 коррупциогенных факторов, с целью исключения которых принято свыше 210 актов прокурорского реагирования.

В текущем году выявлено свыше 336 фактов нарушения служащими запретов, несоблюдения ими ограничений и неисполнения обязанностей по службе. К примеру, в связи с обращением прокурора в суд депутат Думы г. Владивостока Ч., одновременно участвующий в управлении 2-х коммерческих организаций, досрочно прекратил свои полномочия. По инициативе прокуратуры края также досрочно прекратил свои полномочия депутат Думы г. Владивостока П., который одновременно замещал должность министра по природным ресурсам Амурской области.

Усилен надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. В результате вскрыто более 370 нарушений закона в этой сфере, в целях устранения которых принято свыше 100 актов реагирования.

Имеется немало примеров, когда прокурорские проверки позволили привлечь коррупционеров к уголовной ответственности. Среди чиновников, осуществляющих свои полномочия за «мзду», следует отметить и.о. главы Пожарского муниципального района - К., который требовал от директора одного из муниципальных предприятий взятку в размере 280 тыс. руб. за заключение с ним трудового договора на новый срок. 23 ноября текущего года краевым судом К. приговорен к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с назначением штрафа в размере 20 тыс. руб.

В текущем году прокурорами направлено в суд свыше 100 уголовных дел в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления, осуждено более 120 лиц.

 

Свердловская область. На сегодняшний день на территории области выявлено 971 должностное преступление, что на 4,6% выше показателей прошлого года. На 41,2% выросло количество получения взяток, на 25,9% - злоупотребления должностными полномочиями.

В ноябре текущего года Свердловский областной суд вынес приговор бывшему главе администрации ГО Верхотурский П., который признан виновным в получении взяток от представителя коммерческой организации, получавшей без проведения конкурентных процедур выгодные муниципальные заказы. Одновременно с вынесением приговора в суд направлено еще одно уголовное дело в отношении бывшего чиновника - по обвинению его в совершении ряда преступных деяний, причинивших ущерб муниципальному бюджету.

Другим ярким фактом уголовного преследования за преступления коррупционной направленности является уголовное дело по обвинению бывшего заместителя главы администрации ГО Ревда М. Суд признал М. виновным в продаже за бесценок земельных участков.

Продолжается расследование уголовного дела в отношении Главы Североуральского ГО Ф., задержанному при получении взятки за перечисление денежных средств подрядчику, выполнившему за счет своих средств ремонтные и строительные работы в муниципальных учреждениях.

В прокуратуре области организована работа по проведению экспертизы нормативных правовых актов на предмет выявления коррупциогенных факторов. Уже проверено свыше 10 тысяч правовых актов и их проектов. Коррупциогенные факторы выявлены в 263 из них. Кроме того, в 178 актах выявлены факты противоречия федеральному законодательству.

Всего в 2010 году выявлено 3,3 тысячи нарушений закона. В целях их устранений принесено 460 протестов, большая часть которых рассмотрена и удовлетворена; внесено 834 представлений об устранении нарушений закона. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 801 виновное должностное лицо; 160 чиновникам объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона. В суды области направлено 138 исковых заявлений; возбуждено 182 дела об административных правонарушениях; по результатам прокурорских проверок возбуждено 55 уголовных дел.

 

Пензенская область. Более 2,5 тыс. нарушений законности коррупционной направленности выявлено органами прокуратуры области с начала 2010 года. Принесено свыше 500 протестов, внесено более 700 представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. По требованиям прокуроров за нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции 685 государственных и муниципальных служащих, иных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, а 86 лиц - к административной ответственности.
По результатам прокурорских проверок следственными органами возбуждено 31 уголовное дело по коррупционным преступлениям.
За 11 месяцев 2010 года прокурорами на предмет наличия признаков коррупциогенности изучено свыше 18 тыс. нормативных правовых актов и их проектов. Выявлено 695 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. По всем фактам приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.
В текущем году правоохранительными органами Пензенской области выявлено 303 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Среди этого количества выявлено 50 фактов получения взяток и 42 факта дачи взятки. Сотрудниками УВД и УФСБ области выявлено также 16 преступлений, связанных с коммерческим подкупом лиц, занимающих управленческие должности в коммерческих организациях.
К уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений в 2010 году привлечены 113 лиц. Из них 12 лиц занимали должности в органах государственной власти и местного самоуправления. Осуждены 18 сотрудников правоохранительных органов, 2 лица занимали должности в контрольно-надзорных органах. Виновными в совершении коррупционных преступлений признаны 12 медицинских работников, 14 работников сферы образования.
За совершение коррупционных преступлений к наказанию в виде реального лишения свободы на сроки от 1 года до 8,5 лет осуждены 14 лиц, 19 лиц лишены права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Максимальный размер штрафа, который был назначен за совершение таких преступлений, составил 500 тыс. рублей.

 

Республика Башкортостан. Откаты и договорные аукционы являются наиболее распространенными экономическими преступлениями в Башкирии, заявил начальник республиканского УФСБ РФ, откаты и договорные аукционы "касаются всего, в том числе поставок и сервисного обслуживания".

В качестве примера он привел дело руководителя башкирского отделения Куйбышевской железной дороги Владимира Бучельникова, уличенного в злоупотреблении должностными полномочиями: он подписывал договоры на покупку стройматериалов по завышенным ценам с фирмой, соучредителем которой была его супруга.

В текущем году были предотвращены факты коррупции, среди получателей взяток - главы муниципальных образований и мэры городов. "Средний размер взятки в Башкирии вырос до 10 тыс. рублей. Это связано с тем, что были предотвращены факты получения крупных взяток в несколько миллионов рублей".

Руководитель УФСБ  отметил, что коррупция в регионе носит в основном бытовой характер. Так, по его словам, в Уфе "простому смертному невозможно законно подключить в квартире газ".

 

Липецкая область. С начала года в регионе возбуждено 686 уголовных дел коррупционной направленности, надзор за расследованием которых осуществляется прокуратурой.
В настоящее время прокурорами направлено в суд для рас­смотрения по существу 72 уголовных дела.
Одним из примеров таких дел является уголовное дело возбужденное в отношении главы сельского поселения Дубовецкий сельсовет Дол­горуковского муниципального района, которая покушалась на дачу взятки работнику милиции за прекращение в отношении нее доследственной проверки по факту незаконного получения субсидии на благоустройство территории муниципального образо­вания. Приговором Тербунского районного суда виновная осуждена к 2 годам лишения свободы условно с испы­тательным сроком на 1 год 9 месяцев.
На протяжении последних лет прокуратурой большое внимание уделяется повышению качества нормативной базы органов местного самоуправления. За 11 месяцев 2010 года прокурорами вы­явлено 428 нормативных правовых актов, в которых содержались 572 корруп­циогенных фактора, в том числе в актах органов местного самоуправления - 426.
С целью устранения указанных нарушений прокурорами внесено 72 требования, 43 представле­ния, принесено 309 протестов, направлено 36 информации.
В ходе реализации антикоррупционных мероприятий прокурорами пресечено около 700 нарушений федерального за­конодательства об использовании государственного и муниципального иму­щества, 150 нарушений - в сфере исполнения законодательства о размещении заказов на постав­ки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муници­пальных нужд.
Целенаправленная работа по обеспечению неукоснительного соблюдения антикоррупционного законодательства способствовала почти трехкратному снижению количества нарушений в сфере государственной и муниципальной службы.
В 2010 году органами прокуратуры при осуще­ствлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов в сфере противодействия коррупции выявлено более 2500 нарушений, - рассказали в пресс-службе областной прокуратуры.  С целью их устранения принесено 282 протеста на незаконные правовые акты, внесено 526 представлений, по результатам рассмотрения которых 219 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. О недопустимости нарушений закона пре­достережено 75 должностных лиц, 15 лиц привлечено к административной от­ветственности, в суды направлено 19 заявлений.
По 17 материалам, направленным прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 12 уголовных дел.

 

Заветинский район, Ростовская область. В результате принятых прокуратурой района мер в текущем году возбуждены 3 уголовных дела о преступлениях коррупционной направленности, поддержано государственное обвинение по 4 уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности. По результатам рассмотрения указанных уголовных дел судом вынесены обвинительные приговоры, вступившие в законную силу.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также законодательства о государственной и муниципальной службе, в 2010 г. выявлено 18 нарушений указанного законодательства.

Так, при проверке реестра нормативных правовых актов, принятых на уровне органов местного самоуправления  9 сельских поселений района  в период 2009 г. и в истекший период 2010 г., установлено, что органами местного самоуправления не приняты нормативные правовые акты, утверждающие положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не определены должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

По выявленным нарушениям направлено 9 представлений, нарушения устранены, к дисциплинарной ответственности привлечено 6 лиц.

Кроме того, в адрес глав 7 сельских поселений внесены протесты на постановления об утверждении перечня должностных лиц администраций поселения, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Постановления были вынесены с превышением полномочий, поскольку, Перечнем должностных лиц, утвержденным данными постановлениями в нарушение требований ст.ст. 11.1 и 11.2 Областного закона от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях» заведующим секторами экономики и финансов Администраций сельских поселений предоставлена незаконная возможность составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 3.7. указанного Областного закона, в то время как утверждение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об указанном правонарушении относится к компетенции главы администрации (губернатора) Ростовской области.

По результатам рассмотрения протестов 7 нормативных правовых актов приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Последние несколько лет прокуратурой района неоднократно организовывалась горячая линия путем оповещения населения через средства массовой информации о необходимости обращении граждан в прокуратуру района для сообщения имеющейся информации о коррупционных преступлениях. Однако, к сожалению, практика обращений граждан в правоохранительные органы с такой информацией практически нулевая.

 

Калужская область. 505 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе 118 фактов взяточничества выявлено правоохранительными органами Калужской области по состоянию на 1 декабря 2010 года.

Чаще всего привлекаются к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности сотрудники милиции, органов здравоохранения, образования, а также должностные лица муниципальных образований.

Так, по результатам проверки прокурора Хвастовичского района было возбуждено уголовное дело в отношении инспектора по пропаганде ГИБДД ОВД по Хвастовичскому району, который незаконно возвратил водительские удостоверения ряду лиц до истечения срока лишения их прав управления транспортным средством. Приговором суда сотрудник ГИБДД признан виновным.

Следственным управлением при УВД по области возбужден ряд уголовных дел в отношении должностных лиц МУЗ "ЦРБ Боровского района" в общей сложности по 80 эпизодам преступлений по фактам получения и дачи взяток за незаконную выдачу листков нетрудоспособности. К уголовной ответственности привлекаются заместитель главного врача и врач-терапевт центральной районной больницы Боровского района, обвиняемые в 80 эпизодах получения взяток. Калужским районным судом признан виновным директор ООО "Нимак" в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.204 УК РФ (коммерческий подкуп), по факту получения от группы предпринимателей 100 тыс. руб. за отказ возглавляемой им коммерческой организации от участия в аукционе по размещению муниципального контракта.

 

Кашарский район, Ростовская область. В истекшем периоде 2010 года, а также в 2009 году сотрудниками ОВД по Кашарскому району не выявлено ни одной взятки.  В отношении должностных лиц в 2010 г.  возбуждено 4 уголовных дела коррупционной  направленности, из которых 3 по статье 159 ч.3 УК РФ - мошенничество, совершенное с использованием служебного положения, 1 - по статье 292 УК РФ - служебный подлог, совершенный из корыстных побуждений.

В истекшем периоде 2010 года прокуратурой Кашарского района в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства выявлено 1127 нарушений закона. По фактам  выявленных  нарушений прокурором района в 2010 году внесено 262 представления, по результатам  их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 122 должностных лица; на незаконные правовые акты принесено 84 протеста, 82 из которых рассмотрены и удовлетворены, незаконные   нормативные правовые акты отменены, в удовлетворении 2 протестов отказано.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru