Реклама
Бюллетень МИКС10/2010 - Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Индекс материала
Бюллетень МИКС10/2010
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение «громких дел»
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Все страницы

 

 

Антикоррупционные инициативы  федерального уровня

 

Президент РФ.  Президент РФ внес в Госдуму законопроект "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований".  В пояснительной записке к документу отмечается, что проект направлен на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов.
Законопроектом определяются основы статуса контрольно-счетных органов. Так, они являются постоянно действующими органами внешнего государственного и муниципального финансового контроля, образуются соответственно законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ и представительным органом муниципального образования и подотчетны им.
Законопроектом определяются требования к составу и структуре контрольно-счетных органов. При этом субъекты РФ и муниципальные образования вправе уточнить состав органов и определять их структуру.
Документом предлагается установить критерии определения штатной численности контрольно-счетных органов. В частности, для органов в субъектах РФ при определении штатной численности предлагается учитывать численность населения, долю субъекта в консолидированном бюджете РФ и количество муниципальных образований, входящих в его состав. Штатную численность контрольно-счетных органов муниципальных образований предполагается определять в соответствии с нормативами, которые должны быть установлены законом субъекта РФ с учетом видов и особенностей муниципальных образований.
В документе содержатся основные требования и ограничения к кандидатурам на должности председателя, его заместителя и аудиторов. Так, не вправе занимать такую должность, в частности, лицо с неснятой или непогашенной судимостью, лицо, признанное недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, лицо, отказавшееся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и другую охраняемую федеральным законом тайну, а также граждане,  состоящие в родстве с руководителями государственных, муниципальных, судебных или правоохранительных органов, расположенных на территории региона или муниципалитета. Председателям, заместителям председателя и аудиторам запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Документ определяет основные полномочия контрольно-счетных органов, их права и обязанности. Так, должностные лица вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми организациями, иметь доступ к их документам и материалам, знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися хозяйственно-финансовой деятельности организаций и др.

В законопроекте предусматривается обязанность государственных и муниципальных органов, проверяемых органов и организаций, банков и других кредитных организаций и их должностных лиц выполнять законные требования и запросы контрольно-счетных органов.
Законопроект в случае его принятия вступит в силу 1 июля 2011 года.

 

Государственная Дума РФ. Одна из депутатских фракций  подготовила законопроект (поправки в в статью 13 федерального закона "О муниципальной службе в РФ"),  устанавливающий ограничения по нахождению на муниципальной службе близких родственников избранного руководителя муниципального образования, который одновременно возглавляет местную администрацию, и исключить возможность назначения на должность главы администрации близких родственников главы муниципального образования.
Согласно действующему закону, глава МО, возглавляющий администрацию,  не является муниципальным служащим и на него не распространяются ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Это приводит к тому, что сегодня в МО распространена практика, когда глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, принимает на работу своих близких родственников. В действующем законодательстве остается также неурегулированным вопрос о возможности назначения на должность главы местной администрации по контракту лица, находящегося в близком родстве или свойстве с главой муниципального образования. Отсутствие таких ограничений является коррупциогенным фактором, который, по мнению авторов законопроекта, должен быть устранен.


Генпрокуратура РФ. Совещании руководителей правоохранительных структур по противодействию коррупции  состоялось в Генпрокуратуре. Раз в год, осенью, первые лица ведомств, отвечающих за борьбу с казнокрадами и взяточниками, собираются вместе, чтобы проанализировать, как выполняется Национальный план противодействия коррупции и определиться с задачами на будущее. На этот раз в работе совещания приняли участие руководитель администрации президента РФ, помощники президента, а также представители законодательных органов власти, Счетной палаты РФ и других заинтересованных структур.

Глава президентской администрации не стал давать никаких оценок проделанной работе. Он ответил, что это лишь начало пути и предстоит сделать еще немало. Прежде всего он подчеркнул, что созданные при всех федеральных органах так называемые антикоррупционные комиссии должны работать в тесном взаимодействии с правоохранительными структурами. Руководитель президентской администрации  также призвал правоохранителей активнее заниматься антикоррупционным просвещением населения. Нужно выстраивать систему, в которой оперативно-розыскные подразделения активно взаимодействовали бы с общественными объединениями. Независимых общественных экспертов надо привлекать и к обсуждению законопроектов, в том числе для повышения качества антикоррупционной экспертизы.

Кроме того, глава АП отметил, что довольно эффективной профилактической мерой в борьбе с коррупцией оказалась практика предоставления чиновниками сведений о доходах. Поэтому теперь перед правоохранительными органами встала задача совершенствования форм проверок предоставляемых сведений и порядка информирования общественности об их результатах.

Стратегической же задачей глава президентской администрации назвал ликвидацию условий для коррупции.

Генпрокурор в своем выступлении отметил, что по сравнению с прошлым годом активность правоохранительных органов снизилась. Лишь по отдельным моментам можно констатировать, что правоохранительные органы добились определенных позитивных результатов: в ходе надзорных проверок стали выявлять на 80 с лишним процентов больше коррупционных нарушений. И больше стали ловить чиновников, которые воруют у государства по-крупному или в составе организованных групп. Хотя таких уголовных дел по-прежнему мало. «Это практически все, что можно отметить положительного. По остальным направлениям наблюдается откат от ранее занятых позиций» – заявил генпрокурор.

Генеральный прокурор также отметил низкий уровень следствия. Объем уголовных дел, направляемых в суды, практически не изменился, а вот число оправдательных приговоров выросло. Только в первом полугодии за непричастностью к преступлению были оправданы 92 чиновника.»Рост почти в два раза! При этом каждый шестой подследственный содержался под стражей».

Причина такого положения кроется в недостатках на всех стадиях правоохранительной структуры: начиная с оперативных работников, собирающих первичный материал, и заканчивая прокурорами, которые визируют обвинительные заключения («отсутствие принципиальной позиции прокуроров» - сказал герпрокурор).

В качестве негативного примера генпрокурор привел Воронежскую, Рязанскую, Тверскую и Ярославскую области, где по абсолютному большинству оперативных материалов (от 70 до 95 процентов), переданных службами собственной безопасности МВД следователям, принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

 

Верховный суд РФ. Верховный суд поддержал законопроект об изменении системы наказаний за коррупцию. В настоящее время более 30 процентов приговоров за получение взятки выносятся за взятки  менее трех тысяч рублей. Как правило, это чиновники низшего звена, а чаще — чиновницы. Нередко в рядах коррупционеров, согласно судебной практике, оказываются врачи, выписывавшие фальшивые больничные, или учителя, что-то взявшие у родителей учеников. Минимальная планка наказания при этом зачастую начинается от нескольких лет тюрьмы. Неудивительно, что наказания в этом случае условные.  Размер штрафа, который предлагается ввести новым законопроектом для мелких взяток - 250 тысяч рублей (альтернатива- принудительные работы).  Одновременно  законопроект ужесточает понятие «крупной взятки» — нижний ее порог предлагается уменьшить до 100 тысяч рублей (сейчас — 200 тысяч). А наказание за такие поборы, предположительно, увеличится с 12 до 15 лет.

 

 

Федеральная антимонопольная служба.  ФАС России и Министерство экономического развития РФ завершили совместно проводимый аудит пяти электронных площадок, отобранных для проведения открытых аукционов в электронной форме.
С 1 октября 2010 года для проведения госзакупок начинают работать штатном режиме все пять пилотных площадок: ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" , ОАО "Единая электронная торговая площадка", ЗАО "ММВБ-Инфомационые технологии" и ООО "РТС-тендер". Предпринимателям не нужно будет получать электронно-цифровую подпись для работы на каждой из пяти площадок отдельно, достаточно будет получить одну ЭЦП для работы на всех электронных площадках.
Срок функционирования отобранных и подтвердивших свое соответствие требованиям соглашения электронных площадок составляет 5 лет. В соответствие с условиями отбора электронных площадок, плата за участие в аукционе взимается только с победителя аукциона и не может превышать 3000 рублей. В результате дальнейшего развития системы электронных торгов в России и увеличения числа проводимых электронных аукционов на площадках в течение полутора-двух лет участие в аукционе станет полностью бесплатным.
"Завершился важный этап перехода экономики страны на качественно новый уровень открытости и конкурентности торгов, а также информационно-технического обеспечения. В совокупности с внедрением с 1 января 2011 года единого общероссийского портала для размещения информации о заказах и единого реестра контрактов это будет экономический прорыв в системе госзаказа России",-заявил начальник управления контроля госзаказа ФАС России.

 

 

ДВО. Заседание президиума Совета при полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе по противодействию коррупции состоялось в режиме видеоконференцсвязи.  Полномочный представитель Президента обсудил с властями регионов Дальнего Востока вопросы противодействия коррупции в органах местного самоуправления, в том числе по устранению условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, с которыми граждане встречаются наиболее часто, то есть вопросы так называемой бытовой коррупции.

Участники заседания отметили, что принимаемые органами государственной власти меры по противодействию коррупции в органах местного самоуправления, в том числе по устранению бытовой коррупции, недостаточны и требуют дальнейшего совершенствования.

Руководителям субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе рекомендовано  изыскать возможность для ускорения процесса внедрения в практику «электронного правительства» и использования инновационных технологий, обеспечивающих электронное взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и организаций в рамках оказания государственных услуг.

Также обсужден ряд других дополнительных мер по совершенствованию правового обеспечения противодействия коррупции на муниципальной службе.

 

УрФО. Генпрокуратура РФ в УрФО начала антикоррупционные проверки в муниципалитетах Югры. Их главная цель – выявление нарушений в сфере соблюдения законодательства по противодействию коррупции. Проверки проводит комиссия управления Генпрокуратуры РФ в УрФО. Точечные проверки состоятся в муниципальных, федеральных и окружных ведомствах. Данные мероприятия проходят в плановом режиме. Сейчас комиссия работает в Сургуте, Нефтеюганске, Нижневартовске и Ханты-Мансийске. Например, Как очевидцы рассказывают, что выемки проходят во всех кабинетах мери Нижневартовска.  Проверки будут проводиться в течение двух недель, а их итоги будут известны после 1 ноября. В случае выявления фактов коррупции будут применяться меры прокурорского реагирования.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru