Бюллетень МИКС 9/2010 - Исследования
Индекс материала
Бюллетень МИКС 9/2010
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение «громких дел»
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

 

Исследования

 

НИИ Российской правовой академии при Минюсте РФ.  Специалисты Научного центра противодействия коррупции НИИ РПА проанализировали данные МВД и судебного департамента при Верховном суде за 2007-2009 годы по основным коррупционным составам преступления - "злоупотребление полномочиями" (ст. 201 УК), "коммерческий подкуп" (ст. 204 УК), "злоупотребление должностными полномочиями" (ст. 285 УК), "незаконное участие в предпринимательской деятельности" (ст. 289 УК), "получение и дача взятки" (ст. 290 и 291 УК).

В 2007 году было зарегистрировано 21842 преступления такого рода, до суда дошли 6185 дел, в заключении оказались 675 человек, приговорены к условным срокам - 3650, оштрафованы - 1744.

В 2009 году ситуация почти не изменилась: зарегистрировали 23518 преступлений (на 7,6% больше), в суд передано 6691 дело, к реальным срокам лишения свободы приговорили 903 человека (еще 3694 приговорили условно, 1926 оштрафовали).

В среднем реальный срок коррупционер получает в одном случае на каждые 25 зарегистрированных преступлений, а из тех, чьи дела дошли до суда - каждый восьмой.

В 2007 году к условному сроку или штрафу приговорили 86,9% коррупционеров, в 2009 году - 85,2%. При этом максимально возможная санкция за злоупотребление полномочиями (от трех до пяти лет лишения свободы), в последние два года не применялась вообще, а максимальное наказание за взяточничество (от пяти до восьми лет) получили в 2009 году только четыре человека.

Между тем, число официальных сообщений и публикаций в СМИ о "разоблачении коррупции" значительно превышает количество реальных дел, тем более, попавших за решетку преступников. По данным сайта "Медиалогия", с начала 2008-го до осени 2009 года их появлялось в среднем по 100 в день, потом внезапно стало сделалось примерно вдвое больше, а после этого оказалось примерно на уровне 125 в день.

"Возможное наступление ответственности не только не является серьезным сдерживающим фактором, но и не выполняет профилактическую функцию по предупреждению коррупции", - резюмируют авторы исследования.

Ранее проведенный экспертами Российской правовой академии опрос примерно тысячи сотрудников МВД, прокуратуры, Следственного комитета и Минюста в 80 регионах показал, что только 27,3% из них доверяют официальной информации о масштабах коррупции. Большинство самих правоохранителей уверены, что данные "подгоняются и фальсифицируются".

По словам проректора Российской правовой академии, работа его коллег - первая попытка проанализировать состояние не коррупции как таковой, а борьбы с ней.

Ценность исследования, говорит он, состоит и в том, что оно опирается на цифры, тогда как Transparency International и другие неправительственные организации оперируют оценочными суждениями российских граждан, в том числе живущих за границей.

 

Тульская аналитическая служба.  Проведен опрос общественного мнения на тему: «Могут ли тульские власти побороть коррупцию в региональных и муниципальных органах?»

По данным на 23 сентября 2010 года, подавляющее большинство проголосовавших (81%) убеждено, что тульские власти победить коррупцию не в состоянии, так как им тогда бы пришлось бороться против себя самих же. Причем 2% участников опроса считают, что одолеть коррупцию невозможно из-за несовершенства законодательства.

Лишь 10% опрошенных респондентов оптимистично смотрят на ситуацию и уверены, что региональная власть может бороть коррупцию в Тульской области. К ним присоединяются 2% респондентов, полагающих, что представители тульской власти способны побороть коррупцию, но им не дают это сделать.

Примечательно, что только 2% участников опроса считают, что с коррупцией в Тульской области должны бороться правоохранительные органы.

 

Аналитическая  служба Паблик-ру.  Основываясь на  данных, доступных в публикациях российских СМИ, исследователи составили рейтинг  «публичной коррупмпированности». По их данным, самыми[БВ1]  коррумпированными остаются главы муниципалитетов (16% публикаций по теме), затем идут депутаты разных уровней (14%), работники образования (12%), милиционеры (10%), медики и судьи (по 6%). Реже всего журналисты пишут про коррупцию среди священников.

 

Кировский региональный центр института социологии РАН.  Согласно завершенному в сентябре  социсследованию, проеденному по заказу Правительства Кировской области, наиболее коррумпированными в области являются: милиция (в основном, подразделения, связанные с экономическими преступлениями), здравоохранение (областные учреждения), вузы и детсады, органы регионального и муниципального управления, занимающиеся землеотведением и госзакупками, лесозаготовка. Причем в муниципалитетах противодействие коррупции понимается как очередная кампания федеральных властей и сводится к формальным процедурам.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru