Бюллетень МИКС 8/2010 - Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Индекс материала
Бюллетень МИКС 8/2010
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение «громких дел»
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти

 

Нижегородская область. Министерство экономики Нижегородской области и некоммерческая организация (НКО) "Ассоциация электронных торговых площадок" подписали соглашение о сотрудничестве.  Предметом соглашения является сотрудничество и взаимная помощь, касающиеся создания единого информационного пространства, которое объединит существующие и вновь создаваемые информационные системы государственных и коммерческих закупок, и обеспечит их открытость и доступность для всех участников электронного рынка.
В рамках реализации настоящего соглашения стороны планируют осуществлять обмен сведениями, опытом, методиками и научными материалами по вопросам создания и функционирования информационных систем электронной коммерции и торговли и обеспечения открытости и доступности их для всех участников электронного рынка, а также нормативными и законодательными актами РФ и субъектов РФ.
Также, стороны планируют осуществлять совместный мониторинг информационного обеспечения размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, содействие реализации инновационных решений в области информационных систем электронной коммерции и торговли, противодействие коррупции и реализацию программ экономической безопасности, взаимодействие по вопросам обеспечения информационной безопасности заказчиков и поставщиков, а также иных участников в процессе закупок товаров (услуг, работ) для государственных и муниципальных нужд.
Правительство Нижегородской области планирует в 2010 году разместить на электронных площадках государственный заказ на сумму, составляющую 25% от общей суммы годового госзаказа.

Псковская область. Прокуратура Псковской области поможет региональной власти решить проблему коррупции в детских садах, связанной с нехваткой мест. "Я думаю, назрела необходимость нам вместе навалиться на эту проблему и попробовать всё-таки её решить", - сказал прокурор региона 4 августа на расширенном заседании коллегии прокуратуры Псковской области с участием губернатора.. "Неспособность или нежелание многих руководителей муниципальных образований исполнять возложенные на них законом обязанности, создают предпосылки для коррупционных проявлений. Посмотрите, что происходит с выделением мест в дошкольные учреждения. На сегодня в очереди стоит почти 9,5 тысяч человек. Люди настолько не уверены в своевременном и положительном решении этого вопроса, что становятся в очередь с момента рождения детей", - сказал областной прокурор. Также он поручил прокурорам районов использовать весь арсенал мер для решения такого рода вопросов, в том числе добиваться результата путём предъявления исков в суд. "Прежде всего, это касается Пскова и Велики Лук, где проживает 74% детей от общей численности нуждающихся в устройстве в детские сады", - уточнил прокурор области. По его словам, произошёл рост выявленных в первом полугодии 2010 года на территории региона преступлений коррупционной направленности на 10%. Прокурор обратил внимание, что в районы направлены соответствующие письма о необходимости принятия и реализации на муниципальном уровне программ по противодействию коррупции. И подчеркнул, что в области такая программа уже действует, и проблем с финансированием не возникает.

Сахалинская область. В УВД области состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Национальная стратегия противодействия коррупции: региональный аспект». В нем приняли участие: врио начальника УВД по Сахалинской области, председатель Общественного совета при УВД по Сахалинской области, зампредседателя регионального отделения политической партии «Единая Россия» и другие почётные гости и представители надзорных органов, общественных организаций и бизнес-сообщества.

Участники заседания обсудили ряд основных целей и задач национальной стратегии противодействия коррупции. Отметили как позитивную работу силовых и надзорных органов региона по снижению уровня коррупции в различных сферах экономики и жизни общества, так и ещё имеющиеся недостатки. Прежде всего, в части искоренения причин и условий, порождающих коррупцию.

Говорилось о необходимости обобщения практики рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принятия мер по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями, усиления антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки государственных и муниципальных служащих.

 Подчёркивалась важность целенаправленной информационной, разъяснительной и пропагандистской работы по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Челябинская область. Прокурор Челябинской области считает, что было бы весьма полезно возить глав муниципальных образований на экскурсии в колонии, где отбывают наказание их бывшие коллеги, получившие срок за взятки. «Пусть съездят и посмотрят, как бывший вице-губернатор Т. механиком тестомешалки работает, а экс-мэр Миасса Г.  тюремным клубом руководит, - заявил прокурор. - Депутаты уже как-то посещали места лишения свободы. А вот главы пока не удосужились». "Открытый урок" за высоким забором поможет уберечь наших "слуг народа" от опрометчивых поступков, считает прокурор.

Челябинская область. На противодействие коррупции в Челябинской области будет направлено более 5,4 миллиона рублей в течение трех лет. Областная целевая программа противодействия коррупции на 2011-2013 годы была принята 17 августа, на заседании регионального правительства.

В рамках программы планируется совершенствовать меры по профилактике, предупреждению и выявлению коррупционных правонарушений в органах госвласти и местного самоуправления, сформировать антикоррупционное общественное сознание, обеспечить неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений, вовлекать граждан в реализацию антикоррупционной политики.

Планируется, что в результате реализации программы будет создана эффективная система мер профилактики и упреждения в сфере борьбы с коррупционными правонарушениями на государственной и муниципальной службе, максимально снижен уровень коррупции при исполнении госфункций, усовершенствована нормативная база для противодействия коррупции, уменьшены издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, укреплено доверие граждан к работу власти.

 

Ростовская область. Губернатор области  провел заседание комиссии по противодействию коррупции. Заседание проходило в режиме видеоконференцсвязи со всеми муниципальными образованиями области.
О мерах по противодействию коррупции в органах местного самоуправления проинформировал собравшихся заместитель губернатора по организационной, кадровой работе и вопросам местного самоуправления.
Он отметил, что сегодня проблема коррупции в органах местного самоуправления стоит достаточно остро. В последнее время по фактам злоупотребления служебным положением в отношении глав и специалистов администраций городских округов и районов возбуждено несколько уголовных дел.
После доклада и обсуждения комиссия приняла решение, в котором главам администраций рекомендовано усилить работу в сфере противодействия коррупции. Для этого ежеквартально информировать жителей области в средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления о выполнении планов мероприятий и деятельности муниципальных комиссий по противодействию коррупции.
В планах противодействия коррупции будут предусмотрены мероприятия по организации повышения профессиональной подготовки работников, занятых в сфере размещения муниципальных заказов, внедрению и применению электронных технологий при их оформлении.
По решению комиссии, до 1 октября 2010 года необходимо организовать регулярное опубликование в СМИ и на официальных сайтах органов власти сведений о ходе и результатах реализации муниципальных контрактов.
В этот же срок нужно подготовить и принять правовые акты о разграничении функциональных обязанностей заместителей главы администрации городского округа или муниципального района, а также о назначении должностного лица, ответственного за обеспечение деятельности комиссии по противодействию коррупции органа местного самоуправления.
Комиссия решила ежегодно, в декабре, проводить расширенные заседания муниципальных комиссий по противодействию коррупции с приглашением представителей общественности, на которых заслушивать отчеты руководителей структурных подразделений местной власти.
Также решено рекомендовать Законодательному Собранию Ростовской области обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой о запрете принятия на муниципальную службу лиц, имеющих судимость, а также находящихся в родственных отношениях с выборным должностным лицом органа местного самоуправления, подчиненных ему.
В заключение губернатор сказал: «Я обращаю внимание всех участников заседания на безусловное выполнение принятых мер по противодействию коррупции, и главы муниципальных образований будут нести персональную ответственность за эту работу».

 

Свердловская область. Губернатор Свердловской области 24 августа провел очередное заседание Совета по противодействию коррупции, на котором обсуждались меры по устранению причин и условий коррупционных правонарушений в органах исполнительной власти и муниципальных образованиях. Открывая обсуждение, губернатор отметил, что в результате активизации правоохранительными органами работы по выявлению случаев взяточничества, в 2010 году на Среднем Урале на 67,1% выросло количество преступлений, квалифицируемых как получение взятки, - с 82 до 137.  «С одной стороны, можно отметить положительный результат повышения активности правоохранительных органов, которые смогли раскрыть большее число злоупотреблений. С другой стороны, такая статистика даёт нам повод для размышлений. Поэтому нам необходимо предпринять дополнительные меры для устранения и недопущения в будущем подобных нарушений»,- заявил  губернатор.

Отсутствие систематизации в антикоррупционном законодательстве, реального механизма государственного и общественного контроля за действиями должностных лиц - это базовые причины сохраняющейся коррупции, считает прокурор Свердловской области: «Статистика неумолима. Несмотря на принимаемые меры, в органах государственной власти и местного самоуправления количество преступлений сохраняется».

Тему продолжил начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Свердловской области, который рассказал о работе органов внутренних дел по выявлению и пресечению коррупционных преступлений в регионе. Он отметил, что наибольшее число правонарушений коррупционного характера выявляется в органах местного самоуправления, государственной органах исполнительной власти - распорядителях бюджетных средств, а также контролирующих и надзорных органах. Наиболее коррупционными по-прежнему остаются сферы образования и здравоохранения. Так, в 2010 году зафиксировано 371 преступление среди работников сферы образования, в том числе в детских дошкольных учреждениях. 52 уголовных дела заведено на должностные лица в здравоохранении. Наиболее распространенными нарушениями остаются: незаконные поборы в школах, прием детей за взятку вне очереди в детские сады и зачисление вне конкурсов в специализированные общеобразовательные учреждения, хищение бюджетных средств и их нецелевое расходование, выдача медицинских справок, подложные рецепты на сильнодействующие лекарственные средства, «липовые» больничные, размещение заказов с нарушением законодательства, закупки дорогостоящего оборудования на бюджетные деньги по ценам, которые в десятки раз превышают реальные - все это продолжает оставаться «больной» темой нашего общества.

Нецелевое расходование средств и хищения также часто фиксируются органами внутренних дел в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства муниципальных образований. В этом году УБЭП выявило 43 таких преступления.

Наиболее сложными для выявления и доказательства являются такие формы, как коррупционный лоббизм и протекционизм, когда, к примеру, навязываются услуги аффилированных структур. Выступающий  заострил внимание членов Совета по противодействию коррупции на том, что организаторы преступлений не стоят на месте, внимательно следят за изменениями законодательства, тщательно выискивая «лазейки», и потому бдительность должна быть повышена.

По итогам обсуждения первого вопроса Советом принят ряд решений. В том числе, по поручению губернатора области областным министерствам сельского хозяйства и продовольствия и по управлению государственным имуществом Свердловской области поручено до 1 октября 2010 года провести анализ практики отчуждения и передачи в аренду органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области земель сельскохозяйственного назначения, осуществления ими проверок на предмет фактического использования таких земель.

Кроме того, Совет рассмотрел итоги работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и заслушал доклады глав Невьянска, Первоуральска и Туринска, которые отчитались о причинах непринятия правил землепользования и застройки в данных муниципальных образованиях.

Дело в том, что еще в марте этого года Совет рекомендовал принять эти правила к 1 мая. Однако в 20 муниципальных образованиях они до сих пор не приняты. Четыре муниципалитета, такие как Артемовский, Ачитский, Кировградский городские округа и Махневское муниципальное образование заверяют, что примут правила в ближайшее время. Остальные планируют принятие правил лишь на 2011 год. При этом анализ свидетельствует, что в некоторых из этих муниципалитетов правила могут быть не введены даже к 2012 году, как это требует Земельный кодекс. В частности, такая ситуация сложилась в Волчанском и Туринском городских округах.

Подводя итоги обсуждения последней темы, губернатор  подчеркнул, что для глав всех муниципалитетов устранение препятствий для развития жилищного строительства, увеличение объемов вводимого жилья и решение задачи по снижению его стоимости - это один из критериев оценки эффективности работы. Говоря о важности скорейшего утверждения необходимых градостроительных документов, губернатор сказал:

«Если вы это не делаете - вы не даете возможностей для строительства, не создаете новые рабочие места, не занимаетесь повышением заработной платы. Еще одно следствие - неверно сформированный бюджет, у вас нет перспектив развития территории. Это все взаимоувязанные вопросы. Потому что если люди не построят себе экономичное и качественное жилье, они уедут в другое место, где лучше организована жизнь. А значит - в вашем муниципальном образовании начинается отрицательная миграция, старение населения и многие другие далеко идущие последствия. Я хочу, чтобы вы понимали - мы сейчас говорим о комплексном показателе. Поэтому все вопросы, связанные с утверждением нормативных актов по землепользованию и застройке должны быть на вашем ежедневном контроле. Тем более что именно вопросы того, как выделяется в муниципалитетах земля, участки под застройку, как развивается инфраструктура будут проверятся скрупулезно и тщательно правоохранительными органами в рамках антикоррупционных мер»,- подчеркнул губернатор.

 

Нижегородская область.  Подразделения ГУВД по Нижегородской области и Нижегородское УФАС России провели совместное оперативное совещание, в рамках которого обсуждались вопросы взаимодействия территориальных органов двух ведомств с целью выявления и пресечения экономических преступлений и нарушений антимонопольного законодательства при осуществлении госзакупок, а также противодействия необоснованному росту цен и пресечения ценового сговора на социально значимых продовольственных рынках Нижегородской области. По итогам совещания было принято решение о введении в действие «горячей линии» по противодействию коррупции. Начиная с 24 августа 2010 года любой гражданин и юридическое лицо может позвонить по «горячим» телефонам и сообщить оперативным сотрудникам областного ГУВД о фактах сговора на текущих и ранее проведенных торгах при проведении государственных или муниципальных закупок, о фактах согласованных действий и сговора на продовольственных рынках Нижегородской области, а также о признаках иных правонарушений коррупционной направленности.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru