Бюллетень МИКС 8/2010 - Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Индекс материала
Бюллетень МИКС 8/2010
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение «громких дел»
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)

 

УРФО.  Как показывает анализ деятельности правоохранительных органов округа с 2005 года по настоящее время отмечается положительная динамика в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений коррупционной направленности, особенно начиная с 2008 года. В ходе реализации антикоррупционных мероприятий в первом полугодии 2010 года в федеральном округе возросло число выявленных органами прокуратуры нарушений законов о государственной и муниципальной службе. Наиболее коррупциогенными сферами остаются землепользование, управление государственным и муниципальным имуществом, размещение государственных и муниципальных заказов. Остается высоким уровень коррупции среди сотрудников правоохранительных органов. В перовом полугодии 2010г  правоохранительными органами выявлено на 60% больше преступлений о получении взятки, в то время как количество выявленных фактов дачи взяток снизилось на 40%.

ЦФО. Управление Генпрокуратуры России в Центральном федеральном округе отчиталось по итогам работы прокуроров в сфере надзора за соответствием федеральному законодательству региональных и муниципальных нормативных правовых актов.

Как сообщает пресс-служба Управления, зачастую при издании нормативных правовых актов органы государственной власти и местного самоуправления включали в них многочисленные нормы, которые противоречили бюджетному, налоговому, жилищному, земельному и градостроительному законодательству. Применение таких норм влекло за собой нарушения законодательства, регулирующего вопросы прохождения государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции, определения правового статуса депутатов представительных органов, размещения заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд и так далее.

Всего в указанный период прокуроры на территории округа оспорили 14 122 нормативных правовых актов, из которых 181 был принят органами государственной власти субъектов и 13941 - органами местного самоуправления. Благодаря вмешательству прокуроров в соответствие с федеральным законодательством приведено 158 региональных и 12 389 муниципальных актов.

 

Новгородская область. Прокуратурой Новгородской области подведены итоги работы по рассмотрению обращений граждан в 1 полугодии 2010 года. В истекшем периоде в органах прокуратуры области рассмотрено 4319 обращений, разрешено 4266 обращений, для разрешения в другие ведомства направлено 609.  По вопросам нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции разрешено 32 обращения, из которых удовлетворено восемь . Например, 29 апреля в прокуратуру Великого Новгорода обратился руководитель ООО «Стройимпульс» с жалобой на нарушение федерального законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд конкурсной комиссией муниципального заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию объектов озеленения на территории Великого Новгорода. В ходе проверки прокуратурой города в действиях членов конкурсной комиссии установлены нарушения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О разграничении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По результатам проведенной проверки 25 мая прокурором города в отношении 4 служащих Администрации Великого Новгорода возбуждены дела об административных правонарушениях. По результатам их рассмотрения Управлением антимонопольной службы по Новгородской области виновные привлечены к административной ответственности, им назначено наказание в виде штрафа на общую сумму 120 тысяч рублей.

Всего за полугодие было выявлено 2597 нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, опротестовано 348 незаконных правовых актов органов власти различных уровней, внесено 121 представление об устранении нарушений закона. Дисциплинарно наказано 130 должностных лиц, к административной ответственности привлечено 24 должностных лица, возбуждено 11 уголовных дел о должностных злоупотреблениях.

Прокурором области был оспорен областной закон «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в Новгородской области», в части предоставляющей возможность органам местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии лицам, замещавшим муниципальные должности. Принятыми на основании данного закона нормативными правовыми актами большинства органов местного самоуправления области было предусмотрено сохранение за главами муниципальных образований, муниципальными служащими, лицами, замещающими муниципальные должности, годичного денежного содержания  в случаях неназначения их на должность после окончания срока полномочий. 

Прокурором Мошенского района, Боровичским межрайонным прокурором установлены факты незаконного получения главами муниципальных образований премий и материальной помощи.

В первом полугодии 2010 года всеми правоохранительными органами области выявлено 224 преступления коррупционной направленности. По выявленным преступлениям коррупционной направленности возбуждено 206 уголовных дел. К уголовной ответственности привлечены 39 должностных лиц, осуждены 27 человек, из них 8 сотрудников правоохранительных органов.

 

Новгородская область. Органами прокуратуры области в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводится антикоррупционная экспертиза правотворчества органов государственной власти области и местного самоуправления. В первом полугодии 2010 года прокурорами изучено 5038 нормативных правовых акта органов власти и 2756 их проектов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов и нормативных правовых актов. Выявлен 361 нормативный правовой акт и их проекты, содержащие 484 коррупциогенных фактора, 276 правовых актов муниципальных органов власти противоречили закону. Результатом этой работы стало принесение прокурорами шестидесяти протестов, 178 требований. Одно заявление направлено в суд, внесено три представления об устранении нарушений законодательства. Кроме того, в органы власти направлено 119 замечаний на проекты нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов власти, которые учтены при их принятии.

Из 242 нормативных правовых актов, имеющих признаки коррупциогенности, выявленных прокурорами в 2010 году, 227 или 93% - правотворчество сельских поселений. Причинами такого значительного количества в том, что органы местного самоуправления фактически устранены от исполнения обязанностей по проведению антикоррупционной экспертизы, объясняют  в прокуратуре Новгородской области.  Считается, что более качественно её проводят органы прокуратуры и юстиции. Другая причина - некомпетентность работников администраций поселений. Наибольшее количество коррупциогенных факторов установлено в нормативных правовых актах органов местного самоуправления Боровичского (41), Старорусского (37), Парфинского (21), Солецкого (20), Пестовского (16) районов.

Как сообщил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Новгородской области Константин Сомов, наибольшее количество коррупциогенных факторов имелось в нормативных правовых актах в сферах использования муниципальной собственности и управления ею, осуществления муниципального контроля, регулирования муниципальной службы и размещения муниципального заказа.

Смоленская область. По данным СУ СКП по Смоленской области, в первом  полугодии расследовалось более 40 уголовных дел по 45 преступлениям. Свыше 30 из них - дача и получение взятки. 

Сахалинская область. На территории Сахалинской области за 6 месяцев 2010 года было выявлено 469 экономических преступлений по линии криминальной милиции, в том числе 118 преступлений коррупционной направленности. Возбуждено 82 уголовных дела.  Из числа зарегистрированных коррупционных преступлений, 110 выявлено сотрудниками БЭП.

Имеется положительная динамика по общим показателям борьбы с коррупцией, наметились улучшения по выявлению коррупционной составляющей в некоторых экономических и социальных сферах области.

По линии противодействия преступлениям, совершенным против органов государственной власти и органов местного самоуправления, выявлено 90 должностных преступлений, при этом каждое шестое из них относится к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, выявлено - 15 преступлений, расследовано 84 уголовных дела, направлено в суд - 75.

 

Челябинская область.  По данным СУ СКП по Челябинской области, увеличилось число зарегистрированных фактов коррупции и должностных преступлений. Так, за шесть месяцев 2010-го года в области было возбуждено 500 уголовных дел коррупционной направленности, что превышает показатели аналогичного периода прошлого года на 20 процентов. География совершенных преступлений данной категории неизменно расширяется, как расширяется и сфера деятельности нечистых на руку должностных лиц.

В  первом полугодии в суды Челябинской области было направлено 360 уголовных дел о коррупции, большая часть обвиняемых - депутаты различного уровня, должностные лица муниципалитетов различного ранга, муниципальные служащие, милиционеры, наркополицейские, сотрудники медицинских и образовательных учреждений.  

По данным прокуратуры, с начала года на Южном Урале число преступлений, совершенных чиновниками всех уровней, выросло на 24 процента, а число уголовных дел по фактам взяточничества - на 61 процент.

 

Калужская область. 40 обращений граждан о возможных нарушениях законодательства в сфере противодействия коррупции, из них 6 - по вопросам нарушений уголовно-процессуального законодательства, 34 - о нарушениях законодательства о государственной, муниципальной службе, противодействии коррупции поступило в 1 полугодии органами прокуратуры Калужской области. Обращения граждан поступают преимущественно по почте, а также на личном приеме дежурных прокуроров. Помимо имеющегося на сайте прокуратуры области раздела "Борьба с коррупцией", организован и осуществляется круглосуточный прием информации о правонарушениях коррупционной направленности по "телефону доверия". В последнее время заявителями все больше используется электронная почта.

Анализ поступивших обращений показал, что чаще всего обжалуются вопросы соблюдения бюджетного законодательства, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, действий органов, применяющих меры административного принуждения, государственной службы, действия и решения следственных органов и органов дознания при рассмотрении сообщений и расследовании уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Имели место факты проведения проверок по сообщениям СМИ, по результатам которых принимались меры прокурорского реагирования.

Не единичны обращения о коррупционных проявлениях в сфере использования и распоряжения муниципальной собственностью, земельных правоотношений. В круг должностных и иных лиц, чьи неправомерные, по утверждению заявителей, действия обжалуются, входят сотрудники правоохранительных органов, главы муниципальных образований, руководители городских и сельских администраций, муниципальные и государственные служащие, обладающие организационно-распорядительными полномочиями по решению вопросов о выделении бюджетных денежных средств, либо принятии тех или иных правовых актов в сфере земельных и градостроительных правоотношений. Так, в прокуратуру Спас-Деменского района из прокуратуры области поступило анонимное сообщение о том, что начальник ПЧ - 22 района используя свое должностное положение совершает хищение денежных средств подчиненных работников. Прокуратурой Спас-Деменского района проведена проверка доводов изложенных в обращении, по результатам которой вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ. После проведения доследственной проверки Кировским МСО СУ СК при прокуратуре РФ по Калужской области возбуждено уголовное дело в отношении начальника ПЧ-22 по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159, ч.3 ст. 159 УК РФ.

Предварительным расследованием установлено, что начальник Пожарной части № 22 совершил 2 эпизода хищений разовых премий 8 подчиненных сотрудников, мотивируя это тем, что данные перечисления производились не на премирование сотрудников, а на нужды ПЧ - 22. В настоящее время уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено для рассмотрения в суд.

 

Магаданская область. В 1 полугодии этого года судами области рассмотрено 8 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. По всем делам вынесены обвинительные приговоры.

Возбуждено и расследуется уголовное дело по факту злоупотребления главой администрации Северо-Эвенского района служебными полномочиями по муниципальному контракту на выполнение работ по содержанию дороги с причинением ущерба бюджету муниципального образования "Северо-Эвенский район" на сумму более полутора миллионов рублей.

Направлено в суд для рассмотрения по существу уголовное дело по обвинению главы муниципального образования "Тенькинский район" в мошенничестве с использованием служебного положения, которое выразилось в незаконном получении денежных средств, выделенных на реализацию именного государственного жилищного сертификата.

Немаловажным направлением в сфере борьбы с коррупцией является мониторинг региональной и ведомственной нормативной базы, выявления и устранения коррупционных факторов в действующих нормативно-правовых актах и их проектах органов государственной власти и местного самоуправления. Органами прокуратуры Магаданской области уже выявлен 21 нормативный правовой акт, содержащий такие факторы- в сфере бюджетных правоотношений, использования и предоставления земельных участков, проведения аукционов по размещению рекламной продукции и др.

Коррупционные факторы заключались в диспозитивном установлении возможности совершения органом местного самоуправления действий в отношении граждан и организаций, принятии нормативного правового акта за пределами компетенции, необоснованном установлении исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления, неопределенности условий принятия решения.

Все указанные положения создавали возможность для злоупотреблений со стороны должностных лиц. В результате вмешательства органов прокуратуры коррупционные факторы исключены из 15 нормативных правовых актов.

Прокуратурой области на постоянной основе анализируются обращения граждан и организаций по фактам коррупции. В рассматриваемые периоды обращения, поступившие в органы прокуратуры области, носили различный характер.

Наиболее типичными явились обращения на нарушения федерального законодательства о государственной и муниципальной службе по соблюдению квалификационных требований при приеме на работу, ограничений и запретов государственными и муниципальными служащими, таких как запрет на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.

Ряд обращений содержали сведения о нарушениях законодательства при проведении проверок учреждений, предприятий и организаций органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции.

В единичных случаях граждане и организации обжаловали действия должностных лиц при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, рассмотрении обращений граждан, выдаче разрешения на строительство, по фактам вымогательства взятки за предоставленный земельный участок, нецелевого использования бюджетных средств.

В органы прокуратуры поступали жалобы на необъективное расследование уголовного дела коррупционной направленности, нарушения уголовно-процессуального законодательства при производстве следствия, решения о прекращении и приостановлении следствия.

По результатам рассмотрения в текущем году удовлетворено 7 обращений граждан и организаций на нарушение законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции.

По остальным обращениям в удовлетворении отказано. Причинами отказа явились неподтверждение информации, содержащейся в обращении, неправильное толкование норм законодательства регулирующего соответствующие правоотношения.

По удовлетворенным обращениям для восстановления нарушенных прав граждан и организаций органами прокуратуры области приняты меры прокурорского реагирования: внесено 4 представления, которые удовлетворены, нарушения устранены, 2 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 2 протеста, которые удовлетворены. Нарушенные права восстановлены.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru