Реклама
Обзор знаковых событий МСУ #3 - 4. Школы
Индекс материала
Обзор знаковых событий МСУ #3
1. Введение
2. Технологический прорыв
2.1 Энергоэффективность
2.2 Медицинские технологии фармацевтика
2.3 Кластеры и «Силиконовая долина»
3. Моногорода
4. Школы
5. Дороги
6. Электронное правительство
7. Культура
8. Партсписки
9. Часовые пояса
10. Заключение
Все страницы

4. Школы

Еще одна важнейшая муниципальная функция – среднее образование. Эта тема заняла заметное место в послании Президента.

Уже в 2010 году, а этот год, я напомню, объявлен Годом учителя, мы, во-первых, разработаем и введём новые требования к качеству образования, соответственно, расширим список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание надо уделить старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности.

Второе. Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий. Это давно пора сделать. Они начнут использоваться повсеместно уже с 2011 года. Задача сконструировать так называемое умное здание, то есть современное, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечения школьников нормальным, качественным питанием, горячим питанием. Все школы будут иметь доступ уже не к обычному, а к широкополосному интернету.

Уже в следующем году будет введён новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю и обязательно с учётом индивидуальных особенностей детей. Вообще всё нужно делать с учётом индивидуальных особенностей детей и современных научных знаний о ребёнке.

Особая задача – создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», направленная на решение этих проблем.

Третье, что мы должны сделать, – расширить самостоятельность школ, причём как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Со следующего года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов в национальном проекте «Образование», и школы, преобразованные в автономные учреждения, а обязательная отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на, естественно, открытость информации о результатах работы. С директорами таких школ будут заключены контракты, предусматривающие особые, с учётом качества работы, контрактные условия труда.

Четвёртое. Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставим семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам – доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, вообще в целом для российской провинции.

Пятое, что нужно сделать: систему педагогического образования также ждёт серьёзная модернизация. Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ, а педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Мы начнём привлекать для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования. Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей.

Д. Медведев Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12.11.2009

Ирина Бусыгина, профессор МГИМО:

Большинство идей в отношении школ носит, я бы сказала, технократический характер. Это относится к количеству отчетности и документов, и к оценкам знаний и способностей учеников. Между тем основная беда в среднем (да и в высшем, но в меньшей степени) образовании заключается в отсутствии престижа профессии учителя. Это ведет к тому, что сами учителя – сплошь люди случайные и немотивированные. Как изменить ситуацию? Не знаю. Немного знаю, как обстоит дело в Германии. Там «в учителя» идут очень охотно, потому что учителя относятся к слою чиновников – следовательно, на них распространяется множество социальных льгот. Схалтурить – и разом потерять большую пенсию в будущем – очень рискованно. Немецкие учителя, возможно, с неба звезд не хватают, и гениальных учителей среди них мало, зато почти все они работают добросовестно.

Похоже, что обозначенная экспертом проблема понятна властям, в связи с чем подготовлены предложения по поддержке мотивации труда учителей. Насколько они будут результативными - покажет время, однако следует отметить, что данные шаги (как и вся школьная реформа) готовятся централизованно, маловероятно, что разрабатываемые документы смогут учесть особенности местных рынков труда, без чего невозможно обеспечить эффективность новой системы оплаты.

Президент России Дмитрий Медведев ставит задачу в течение ближайших трех лет ввести во всех регионах новую систему оплаты труда педагогов, к лету 2010 года разработать методические рекомендации по учету внеучебных достижений в новых образовательных стандартах и устранить недостатки, возникающие при проведении единого госэкзамена.

"В течение ближайших трех лет во всех регионах должна быть введена новая система оплаты труда педагогам", - сказал Медведев на заседании Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики.

Речь, по его словам, идет не только об увеличении фонда оплаты труда, но и о целом комплексе стимулов для тех, кто добивается высоких результатов.

"Нужно также активнее внедрять новую систему повышения квалификации педагогов", - отметил президент.

"Уже к лету этого года должны быть разработаны методические рекомендации по учету внеучебных достижений в новых образовательных стандартах", - добавил Медведев.

Он выразил надежду, что со следующего учебного года они будут применяться.

"Мною утвержден план по усовершенствованию проведения единого госэкзамена. Нужно обеспечить его реализацию и устранить те недостатки, которые выявила комиссия, созданная мною", - заявил он.

Президент отметил, что в России работают 1,35 миллиона учителей, в прошлом году свою квалификацию повысили 130 тысяч учителей. Медведев напомнил, что новая модель повышения квалификации учителей применялась в 21 регионе.

"Надо эту работу продолжать",- сказал он. По словам главы государства, в бюджетных проектах и в бюджетах субъектов РФ средства на эти цели предусмотрены.

"В этом году новая система должна заработать в 45 регионах", - сказал президент.

РИА Новости 19.01.2010

Светлана Юркова, директор Российского научного центра государственного и муниципального управления; Александр Широков, научный руководитель РНЦГМУ:

Слава Богу, заговорили о том, что ЕГЭ не может быть единственным способом оценки знаний ученика и возрождением в школе профориентации. Один из нас в прошлом – учитель сельской школы, и можно понять наше пристальное внимание к этому вопросу. Однако «новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий» - это замечательно, а что же со школами в сельской «глубинке»? Где средства на их реконструкцию (строительство новых)? В местных бюджетах этих средств нет. Все остальное про школы актуально только для их части, для большинства сельских, да и не только сельских школ куда более насущны более «приземленные» проблемы.

В Калужской области родители выступают против закрытия старой школы. Она находится в полуразрушенном деревянном здании, воду привозят в баках, а печку топят дровами. Есть и новая школа с обустроенными классами и хорошим спортзалом. Вот только местным жителям она пришлась не по нраву.
Одноэтажное деревянное здание уже 20 лет служит для местных жителей школой. Из благ цивилизации здесь - только электричество. Воду привозят в баках, отопление печное. А за пожарной безопасностью следит истопник Марья Ивановна. "Топлю до 9, пока не закрою печки, не уйду", - рассказывает она.

В школе учатся буквально несколько человек. Все - ученики младших классов. Ветхое деревянное здание, полная неустроенность, печка. Сотрудники пожарной службы здесь - частые гости. Каждый раз находят нарушения - то не открывающиеся решетки на окнах, то дрова около печки. После их визитов нарушения спешно исправляют. Но в управлении МЧС уверены: будет лучше, если эту школу все-таки закроют.

"Лучше бы они уезжали учиться в 35-ю школу, потому что здесь печка, пожар в любой момент может возникнуть", - считает инспектор отдела ГПН Калуги УГПН ГУ МЧС России по Калужской области Татьяна Монахова.

Дважды в день мимо деревни ходит школьный автобус, на котором старшеклассники ездят в основную 35-ю школу. Здесь – обустроенные классы, большой спортзал, а главное – столовая, с горячим питанием.

Однако здравые рассуждения специалистов и даже детей почему-то не находят отклика у их родителей. "Проблем, чтобы закрыть ее, нет - хоть с 11 января, но это только по совету с родителями на основании закона об образовании, - поясняет директор МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 35" Татьяна Дроздова. - Это решает сход граждан. В этом году летом мы решили закрыть, перевезли мебель, но не получили согласия родителей".

Вопрос о закрытии филиала поднимается несколько раз в год. Чтобы принять такое решение, каждый раз на сельский сход собираются все жители деревни. Решающим аргументом в закрытии допотопного здания является согласие родителей. Но родители упорно не желают приобщать своих чад к цивилизации. Такую "мелочь" как пожаробезопасность и другие неудобства предпочитают не замечать.

"Сразу кидать ребенка в обстановку, где много детей, плохо, не до учебы ему будет, а здесь дети деревенские, все знакомые. Так лучше", - убеждена мама одного из учеников Надежда Астахова.

Этот аргумент, по меньшей мере, странен, уверены психологи. На адаптацию у детей уйдет всего несколько месяцев. Вопреки всему, на очередном сельском сходе филиал 35-й школы решили оставить. В следующем году в деревню, скорее всего, проведут газ, тогда и займутся модернизацией филиала. Даже новое здание планируют построить. Желающих отправлять детей в такую школу меньше не становится.

«Вести» 28.12.2009

Валерий Кирпичников, председатель НП «Центр инноваций» КМО РФ:

Президент поставил целый набор актуальных и необходимых задач. Основной вопрос по ним – кто и как всё это будет делать? И теория, и практика управления в стране, и не только в нашей, огромной по размерам, показывает, что решение таких сложных, многофункциональных задач из одного центра управления на государственном уровне не приводит к результату.

Органы государственной власти для решения таких непростых задач объективно создают систему, удобную для управления, а не для потребителей данного вида услуг. В реальности, в настоящее время, в своём сельском поселении, даже не маленьком, далеко не все дети могут получить образование хотя бы начального уровня. Часто получить полное среднее образование можно фактически только в районном центре. Старшеклассники отрываются от семьи. Им снимаются комнаты, их пристраивают к родственникам, знакомым. Даже съездить домой на выходные им иногда не удаётся из-за проблем общественного транспорта и стоимости проезда.

У органов местного самоуправления, наиболее приспособленных для решения подобного рода задач, нет ни возможностей, ни мотивации.

Весьма спорен вопрос о расширении самостоятельности школ путём преобразования в автономные учреждения. Другими словами, преобразование их в хозяйствующие структуры. Конституционная обязанность государства предоставить всем возможность бесплатного полного среднего образования. Политика государства по стимулированию подобных преобразований демонстрирует, косвенно, попытку отстраниться от реализации в полном объёме своей функции.

Не совсем ясно, что означает обещание Президента «законодательно закрепить равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений». Возможно, речь идет о государственном финансировании их деятельности (в остальном их права не различались, если не учитывать сложившиеся неформальные отношения: считается, что лицензирование и аккредитация для частных школ гораздо сложнее, чем для государственных). При созданной подушевой системе финансирования технически несложно включить негосударственные школы в реестры получателей средств. Однако маловероятно, что этот шаг приведет к заметному развитию негосударственной сферы в образовании, поскольку инвестиционные возможности государства и частных учредителей несопоставимы - достаточно вспомнить слова Президента про «умные» школьные здания.

Некоторые негосударственные школы уже сегодня имеет частичное бюджетное финансирование, но даже с учетом немаленькой родительской платы они с трудом удерживают уровень учительских зарплат, сопоставимый с зарплатами в школах муниципальных (по крайней мере в Москве и Подмосковье, а здесь сосредоточена почти треть всех негосударственных образовательных учреждений). Большинство обеспеченных родителей стремится отдать детей в элитные муниципальные школы (не секрет – такие существуют), руководители негосударственных школ попадают в замкнутый круг уменьшения спроса и повышения родительской платы.

Слова Президента о том, что «это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, вообще в целом для российской провинции» говорят о надеждах властей с помощью частной инициативы сгладить последствия оптимизации. Напомним, что только в прошлом году количество общеобразовательных школ сократилось на 5,8 тысяч, во многих случаях закрытие школ воспринималось населением негативно. Для сравнения, в РФ действует 691 негосударственное общеобразовательное учреждение (их число также уменьшается). Очевидно, что без дополнительных усилий со стороны государства (сверх объявленных шагов) не приходится рассчитывать на заметное изменение сложившейся ситуации.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru