Обзор знаковых событий МСУ #3 - 2.1 Энергоэффективность
Индекс материала
Обзор знаковых событий МСУ #3
1. Введение
2. Технологический прорыв
2.1 Энергоэффективность
2.2 Медицинские технологии фармацевтика
2.3 Кластеры и «Силиконовая долина»
3. Моногорода
4. Школы
5. Дороги
6. Электронное правительство
7. Культура
8. Партсписки
9. Часовые пояса
10. Заключение
Все страницы

2.1 Энергоэффективность

Возможно, самая острая тема, затронутая Президентом в своем послании – тема повышения энергоэффективности. Федеральные власти говорят о выгодах, которые внедрение энергосберегающих технологий даст населению, руководители местных исполнительных органов власти вынуждены задуматься о рентабельности предприятий ЖКХ и инвестициях, необходимых для модернизации, а местные политики - о тарифах на услуги ЖКХ.

Что нужно сделать? Во-первых, будут запущены программы по производству и установке приборов учёта. Сегодня жители наших городов фактически оплачивают ветхую и оттого дорогостоящую коммунальную инфраструктуру. Граждане должны платить только за реально потребляемые ими услуги.

Во-вторых, мы начали переход к использованию энергосберегающих ламп. Люди получат существенную экономию затрат за счёт замены устаревшего оборудования.

В-третьих, в следующем году мы приступим к реализации проектов повышения энергоэффективности во многих городских кварталах. Будут модернизированы коммунальные сети, введены системы оплаты услуг, в большей мере учитывающие режим их потребления и уровень доходов семьи. Будут введены энергосервисные контракты, позволяющие добиться значительной экономии. В первую очередь программы энергоэффективности будут реализованы в государственном секторе, там есть где поработать. Я призываю все российские регионы принять участие в таких проектах.

Д . Медведев Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12.11. 2009

Валерий Кирпичников, председатель НП «Центр инноваций» КМО РФ:

То, что предлагается «во-первых» может быть эффективным только по результатам реализации того, что предлагается «в-третьих». Опережающее внедрение учёта не решит проблему. Предприятия и организации, предоставляющие коммунальные услуги, вынуждены будут (что сейчас уже и делают) искать варианты выживания. Например, поставщики коммунальных услуг на некоторых домах города Москвы развесили объявления, что показания счётчиков будут признаваться при определённых условиях. Среди этих условий обязательная сертификация и поверка приборов учёта в специализированных организациях не реже одного раза в полгода. Представляется, что услуги по обслуживанию приборов учёта для потребителей коммунальных услуг будут сопоставимы с полученной экономией при получении самих услуг.

Для реализации «проектов повышения энергоэффективности во многих городских кварталах» необходимо, чтобы это направление работы стало выгодным для руководителей городов и хозяйствующих услуг, производителей коммунальных ресурсов. Это сфера ответственности органов местного самоуправления. Сегодняшняя государственная налогово-бюджетная политика не даёт каких-либо стимулов работать эффективно на местном уровне власти. Многолетний парадокс – чем затратнее механизмы управления на муниципальном уровне, тем выше бюджетная обеспеченность муниципального образования в расчёте на одного жителя.

Задача федеральной власти не «приступить» к реализации «проектов повышения энергоэффективности во многих городских кварталах», а создать условия, чтобы к решению данной задачи приступили те, кому положено, и кто может это сделать, безусловно, заметно эффективнее. Кроме того, нужны хорошие методики разработки самих программ энергосбережения. Сейчас специалистов, умеющих разрабатывать реально реализуемые программы энергоэффективности у нас единицы.

Если потребитель путём несложных арифметических расчётов убедится, что ему выгодно купить по доступной цене энергосберегающую лампу и получить в обозримой перспективе существенную экономию, он это сделает без всякого административного нажима. Если же это будет невыгодно или недоступно, то потребитель повесит вместо «запрещённой» 100-ватной лампочки, две 60-ватных, три 40-ватных, или будет портить глаза при тусклом освещении. Решение может быть достигнуто, если оно будет приниматься каждым потребителем, а не одним решением за всех сразу на государственном уровне власти.

Светлана Юркова, директор Российского научного центра государственного и муниципального управления; Александр Широков, научный руководитель РНЦГМУ:

Установка приборов учета потребляемых коммунальных услуг – это последний этап контроля потребителем этих услуг. А зная, что в результате ветхости инженерной инфраструктуры (в среднем – за 70%) потери, например, воды составляют значительную величину, мы уверены (и это подтверждается практикой), что просто будут увеличены тарифы на водопотребление, в которые включат эти потери. У нас такие приборы стоят, но у нас новые системы водозабора и водоснабжения, хотя и тут тарифы растут, а в большинстве случаев все устарело, и тарифы будут расти еще больше. Поэтому предполагаемого позитивного последствия для граждан – платы «только за реально потребляемые ими услуги» - не предвидится.

Говорится, правда, что «будут модернизированы коммунальные сети», однако вопрос, за счет каких средств. Состояние местных бюджетов известно, а сети находятся в муниципальной собственности. Можно было бы сделать ставку на передачу сетей в концессию, но это пока еще не очень развито, а также есть проблемы в инвестиционной привлекательности этого вида деятельности (вообще-то, теоретически, привлекательно, но в наших условиях масса проблем), да и отечественный, с позволения сказать, инвестор все равно сделает попытку переложить все расходы на потребителя.

Особенно «радует» мысль о «реализации проектов энергоэффективности во многих городских кварталах». Это как? В отдельных кварталах города проекты будут реализовываться, а в других нет? У нас, как правило, единые системы водоснабжение и водоотведения, и модернизация одних частей при сохранении в существующем состоянии других никакого эффекта не даст.

К тому же «будут введены энергосервисные контракты, позволяющие добиться значительной экономии». Кем будут введены? Говорит-то Президент, а контракты заключаются вовсе не федеральными органами власти (если не считать контрактов по поводу энергоснабжения федеральных организаций). В большинстве случаев контракты заключаются региональными и местными властями, у которых свои резоны, да еще есть и другая сторона контракта – сами поставщики услуг со своими интересами, с которыми нельзя не считаться, особенно с учетом провозглашенной гражданским законодательством свободы договора. В общем, вопросов больше, чем ответов.

Насчет энергосберегающих ламп, как говорят наши отдельные друзья, «немножко смешно». У нас что, есть собственное производство, причем достаточной мощности, этих ламп? Есть, конечно, но очень слабосильное. В основном, как нам кажется, совместное российско-китайское, производящее лампы очень низкого качества. Бытовой пример: из пяти купленных нами ламп четыре вышли из строя через сутки (не сутки работы, а календарные сутки). Теперь посчитаем. Стоимость одной такой лампы примерно в пять раз дороже лампы накаливания импортного производства и в пятнадцать – отечественного. Что это, как не удар по семейному бюджету нашей, в большинстве случаев не слишком обеспеченной семьи? Мы уже не говорим о моральных издержках и трате времени на беготню по магазинам (переведите все это на сельскую местность, где нужные магазины в доступной близости отсутствуют). Придется, видимо, закупать эти лампы впрок в большом количестве (о их цене мы уже сказали).

Даже это не самое главное для страны, хотя для потребителя, естественно, главное. Первое образование у нас физико-математическое и техническое, поэтому мы знаем, что такое энергопотери в сетях. Электричество по сетям, как отмечалось уже давно, не передается, а теряется. Потери составляют десятки процентов. Памятуя, где электроэнергия генерируется и куда потом передается, мы можем посчитать, сколько этой энергии потеряно, сколько дошло до потребителя и какую долю составляет экономия от внедрения новых ламп на фоне всех потерь.

Необходимо отметить, что вслед за посланием Президента последовали меры по обеспечению прозрачности тарифообразования в системе ЖКХ: в конце декабря 2009 г. правительством РФ принято постановление "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса…».

Темпы индексации тарифов обсуждаются у нас ежегодно. Постоянно идёт поиск разумного баланса между интересами поставщиков услуг и потребителей. Но нужно прямо сказать - часто решения принимаются все-таки «навскидку», без должной проработки. И далеко не всегда они оказываются оптимальными для всех участников этого процесса.

Проблема качества и предсказуемости тарифной политики остро стоит на уровне регионов и муниципалитетов, где, как известно, принимается большинство наиболее чувствительных для граждан вопросов - это расценки на электричество, тепло, на воду.

Сегодня предлагаю взглянуть на вопрос шире. Рассмотреть концептуальные подходы к регулированию тарифов. Мы должны добиться, чтобы они устанавливались по понятным и прозрачным методикам, а их уровень был бы экономически обоснованным и необременительным для граждан и для экономики.

Кроме того, все счета должны выставляться только по показаниям приборов учета, чтобы люди не переплачивали зря за то, что они не потребляют.

И, безусловно, тарифная политика должна обеспечивать инвестиционную привлекательность инфраструктуры отрасли, стимулировать повышение надежности и качества услуг, энергосбережение и применение наиболее эффективных технологических решений.

В.В. Путин. Выступление на заседании Правительства РФ 17.12.2009

При этом остается открытым вопрос - достаточно ли постановления правительства об открытости информации для обеспечения реального контроля граждан за системой тарифообразования при отсутствии политической конкуренции и очевидной зависимости СМИ от властей, особенно на местном уровне? Тем не менее понятно, что попытки обеспечить прозрачность тарифообразования - необходимая мера при планировании дальнейшего роста тарифов. Авторы «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» связывают вопрос повышения тарифов с необходимостью обеспечения энергоэффективности российской экономики и не скрывают, что значительная часть нагрузки при этом ляжет на рядовых граждан.

Энергосбережение и динамика цен и тарифов на продукцию и услуги компаний в инфраструктурных секторах экономики

В 2011 - 2014 годах завершается формирование нового механизма регулирования тарифов и услуг, предоставляемых естественными монополиями, который характеризуется:

- полной либерализацией оптового рынка электрической энергии (мощности) с 2011 года….

- устранением перекрестного субсидирования между территориями и группами потребителей электроэнергии. Предполагается, что средняя цена на электроэнергию повысится за 2012 - 2015 годы примерно на 40 - 50 процентов, за 2016 - 2020 годы - на 25 - 27 процентов и составит в 2020 году 0,15 - 0,16 доллара США за кВт. Рост тарифов на электроэнергию для населения в связи с ликвидацией перекрестного субсидирования будет превышать рост среднего тарифа на электроэнергию и за 2012 - 2015 годы составит 1,9 - 2,2 раза, за 2016 - 2020 годы - около 1,4 раза;

- переходом к ценам на газ, определяемым на основе равной доходности для внутренних и внешних потребителей и осуществляемым начиная с 2011 года. Переход имеет постепенный характер с целью недопущения скачков цен для внутренних потребителей газа и сокращения темпов роста производства и ускорения инфляции. Средняя цена на газ для всех категорий потребителей повысится за 2012 - 2015 годы в 2,5 раза, за 2016 - 2020 годы в 1,2 раза. Цены на газ, отпускаемый населению, в целях ликвидации перекрестного субсидирования вырастут за 2012 - 2015 годы примерно в 2,5 раза;

- либерализацией тарифов в конкурентных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг…

Рост тарифов на теплоэнергию прогнозируется более высокими темпами, чем рост цен на электроэнергию. Прогнозируется опережающий рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства по сравнению с инфляцией.

Такие параметры роста цен на энергоносители в целом обеспечивают более благоприятные условия для сохранения ценовой конкурентоспособности отечественных производителей при условии значительного повышения энергоэффективности производства.

Рост цен и тарифов на услуги естественных монополий будет являться стимулом для интенсификации процессов энергосбережения. Потенциал энергосбережения оценивается в размере от 360 до 430 млн. тонн условного топлива, из которых 65 процентов может быть обеспечено за счет энергосбережения в промышленности, включая топливно-энергетический комплекс, 25 процентов - в жилищно-коммунальном хозяйстве. Наибольшие ресурсы для сокращения потребления котельно-печного топлива есть в энергетике и обрабатывающей промышленности, моторного топлива - в транспорте.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru