Обзор знаковых событий МСУ #3 - 6. Электронное правительство
Индекс материала
Обзор знаковых событий МСУ #3
1. Введение
2. Технологический прорыв
2.1 Энергоэффективность
2.2 Медицинские технологии фармацевтика
2.3 Кластеры и «Силиконовая долина»
3. Моногорода
4. Школы
5. Дороги
6. Электронное правительство
7. Культура
8. Партсписки
9. Часовые пояса
10. Заключение
Все страницы
6. Электронное правительство

Организация электронных торгов – часть более обширной программы компьютеризации всей публичной службы, которая не просто автоматизирует часть бюрократической работы, но позволяет создать принципиально новый уровень коммуникации граждан с чиновниками.

В следующем году государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи. Это, в частности, должно коснуться приёма квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учёт и получения библиографической информации из государственных фондов. Через два года в такой, электронной, форме будет предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг. Вот в чём цель.

Д. Медведев Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12.11.2009

Интересно, что разработчики системы «электронного правительства» не отделяют зону ответственности муниципалитетов от сферы государственных услуг (см. http://www.gosuslugi.ru/),

Слова «муниципальный» нет в названии недавно разрекламированного сайта (не в официальном названии «по бумагам», а в том, что высвечивается на экране - «Государственные услуги»), хотя в меню присутствуют пункты «жилищно-коммунальное хозяйство», «культура», «здравоохранение», «образование». Председатель Правительства тактично намекнул муниципалитетам на необходимость включиться в эту работу, не вдаваясь в обсуждение проблем , с этим связанных.

15 декабря был запущен в эксплуатацию Единый портал государственных и муниципальных услуг в сети Интернет. Он содержит информацию о важнейших услугах, перечень которых был утвержден Правительством, а также о ряде других услуг федеральных органов власти, которые будут востребованы как гражданами, так и юридическими лицами.

Уже в ближайшее время надо продолжить реализацию плана перехода на предоставление госуслуг в электронном виде. По каждому ведомству утверждены жесткие графики, они должны неукоснительно соблюдаться.

Кроме того, Правительство России сформировало перечень наиболее востребованных услуг, которые оказывают гражданам региональные и местные органы власти. Я только что этот перечень подписал. Речь идет о здравоохранении, социальной защите, занятости, записях актов гражданского состояния, культуре, ЖКХ, имущественно -земельных отношениях, строительстве и так далее.

Мы рассчитываем, что субъекты Федерации и муниципалитеты также будут активно внедрять интернет -технологии для повышения качества оказываемых ими услуг населению, в том числе, конечно, используя возможности Единого портала госуслуг.

Граждане России должны иметь равные возможности по получению государственных и муниципальных услуг - независимо от места их жительства. Причем в максимально удобной форме, не допускающей проволочек и злоупотреблений.

В.В. Путин. Выступление на заседании Правительства РФ 17.12.2009

Считается, решение о введении электронного управления лишь процентов на десять зависит от компьютерных технологий, все остальное — вопрос политической воли. Главное — готовность политиков к тому, что вся их работа будет прозрачна для граждан. Хотят ли муниципальные руководители быть открытыми? Нужно ли это гражданам, будут ли они требовательны?

Еще одна малоосознаваемая проблема - непонимание того ,что при создании информационной системы главное – не покупка программного обеспечения, а формализация информационных потоков и переход на компьютеры всех исполнителей, накапливающих и обрабатывающих информацию. Учитывая низкую готовность управленческих кадров, нужно по опыту Эстонии (эта страна может быть примером внедрения электронных систем в общественном секторе) планировать значительные расходы на обучение и формализацию коммуникаций, которые могут оказаться больше расходов на закупку технических средств.

В свете поднятой темы «электронного правительства» многие «муниципалы» обратили внимание на слова Президента о широкополосном интернете, сказанные в связи с темой «Развитие космических технологий и телекоммуникаций».

…на территории всей нашей страны в течение пяти лет необходимо обеспечить широкополосный доступ в интернет, осуществить переход на цифровое телевидение и мобильную связь четвёртого поколения.

Д . Медведев Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12.11.2009

Светлана Юркова, директор Российского научного центра государственного и муниципального управления; Александр Широков, научный руководитель РНЦГМУ:

Широкополосный доступ в Интернет и переход на цифровое телевидение и мобильную связь четвертого поколения актуальны для городского и небольшой части сельского населения. Этим необходимо заниматься, но и учитывать реалии нашей страны. Есть места, где нет даже электроснабжения. В большом количестве территорий устойчиво принимается один-два канала обычного телевидения и вообще отсутствует какая-либо доступная связь. Во многих муниципальных образованиях, даже в администрациях нет не только Интернета, а просто компьютеров (поверьте, это не измышления, а реальные сведения людей, объездивших в связи с характером работы почти всю страну.

Может для начала, все-таки обеспечим обычными информационными каналами всех жителей, не исключая, конечно, работы над достижением заявленных амбициозных целей? Во всяком случае, амбициозные (и нужные) цели заявлены, а обычные – нет (для большой части населения заявленное – из области научной фантастики).

Валерий Кирпичников, председатель НП «Центр инноваций» КМО РФ:

Несколько лет назад шла активная дискуссия по поводу всеобщей телефонизации всей страны. Позиция, которой придерживались представители Минсвязи: «каждый населенный пункт должен иметь, по крайней мере, один таксофон, платный автомат, который должен давать возможность бесплатно выходить на экстренные номера». «Часть сенаторов и, в большей степени, депутатов Госдумы отстаивают интересы операторов связи в противовес позиции министерства». (Политком.Ру, 21 апреля)

В итоге дорогостоящие цифровые телефоны-автоматы реально установлены во всех населённых пунктах. По крайней мере, в изобилии приходилось их наблюдать в Тверской и Псковской областях. Установлены даже в тех деревнях, где осталась одна семья из жителей. Реально работающих телефонов-автоматов один из десятков. Чтобы купить карточку для пользования автоматом, куда-то надо ехать. Много неудобств получили жители сельских поселений при установке телефонов. В это же время, и эти планы были заранее известны, частные операторы установили вышки и обеспечили всех жителей устойчивой мобильной связью по реально доступным тарифам.

В некоторых посёлках покрупнее установлено оборудование для широкополосного доступа в Интернет. Однако за прошедших полгода воспользоваться им не удалось. Система оказалось на настроенной, не запущенной в эксплуатацию. Стоимость возможных услуг, при этом, чтобы сравнить её с услугами мобильного Интернета, была непонятна.

По оценке целого ряда глав муниципальных образований (сельских поселений), стоимость потраченных федерацией средств на установку фактически неработающего оборудования существенно превосходит их годовой бюджет.

Задача, поставленная Президентом в Послании безусловно важная. Решение её необходимо. Однако решение её традиционно экстенсивными методами непосредственно с федерального уровня крайне затратно и не приводит к реальному результату.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru