Обзор знаковых событий МСУ #3 - 2.3 Кластеры и «Силиконовая долина» |
Страница 6 из 14
2.3 Кластеры и «Силиконовая долина»
Особый интерес вызывает идея создания фармацевтических кластеров. Муниципалитеты, в которых находятся специализированные ВУЗы и научные институты, получают шанс занять свою нишу в глобальной экономике. Авторы «Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года» считают наиболее вероятным создание фармацевтических кластеров в университетских центрах Уральского, Приволжского, Сибирского и Центрального округов.
Следует отметить, что в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» в разделе «Региональное развитие» есть фраза: «формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6 - 8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах». Видимо, цифра 6-8 кластеров отражает своеобразное понимание авторами «Концепции» процесса кластеростроительства. Если «формировать» кластеры за бюджетные деньги – то на большее средств не хватит. Спорным является и акцент на урбанизированные регионы, поскольку высокотехнологичные производства не требуют большого количества рабочих рук, а обозначенные президентом отрасли (ядерная энергетика, космическая промышленность, производство суперкомпьютеров) не требуют близости к рынкам сбыта.
Отметим также, что в отличие от многих развивающихся стан, в США и Европе в последние полвека увеличивается доля населения, живущего в малых городах, в некоторых странах были приняты специальные законы, ограничивающие рост мегаполисов, и программы экономического развития малонаселенных территорий . Обозначенная в «Стратегии2020» линия на дальнейшую урбанизацию поддерживается некоторыми авторитетными учеными, которые считают, что большие города станут «локомотивом» развития экономики страны, отводя провинции незавидную роль потребителей средств социальной поддержки, этаких «нахлебников», живущих за счет инновационной экономики больших городов.
В этой логике провинциальным жителям остается только «ждать, когда неудержимо растущая Москва доползет до Пупкинска». Из пяти обозначенных Президентом направлений технологического прорыва лишь медицина \фармакология и энергосбережение дают шанс на развитие экономики малых муниципальных образований, остальные направления очень масштабны и будут реализованы под пристальным вниманием чиновников федерального (даже не регионального!) уровня. Вероятнее всего, что эти проекты будут «привязаны» к муниципалитетам, имеющим сильную образовательную и научную базу (это, как правило - крупные города), некоторые проекты будут реализованы на территории наукоградов, свободных экономических зон и закрытых территориальных образований. Валерий Кирпичников, председатель НП «Центр инноваций» КМО РФ: В 1991-1992 годах по инициативе городского Совета Соснового Бора Ленинградской области (город ядерной энергетики) был проведён уникальный международный конкурс на лучший ядерный энергоблок нового поколения. В конкурсе приняли участие ведущие фирмы и специалисты Швеции, Германии, Канады, Франции, Великобритании и России. В результате весьма сложно проходившего конкурса российские разработки того времени были признаны очень перспективными для внедрения далеко не только в нашей стране. Реализация рекомендаций конкурса в городе Сосновый Бор началась, и практически в середине 90-х было заложено строительство энергоблока нового поколения, определены в федеральных структурах источники финансирования. Однако общий разлад в государстве в тот период, постоянные реорганизации системы власти и управления не позволили начатое дело довести до конца. Теперь, по прошествии пятнадцати лет, надо догонять. В РФ около семи десятков муниципалитетов можно назвать наукоградами (официально такой статус имеют лишь 14 городов, из них 9 находятся в Московской области), почти столько же бывших и нынешних ЗАТО, десяток особых экономических зон. Многие из них (за исключением некоторых ЗАТО из ведомства МинОбороны) имеют заметный потенциал для развития экономических кластеров. Однако по опыту создания особых экономических зон можно судить, что централизованная и заформализованная экономическая политика без связи с планами развития муниципалитета, без поддержки местного сообщества не дает заметного результата . Роль муниципальной власти в экономическом кластере- ключевая. Обеспечение комфортных условий жизни на территории (необходимых для преотвращения «утечки мозгов»), создание научно – образовательной инфраструктуры (учебные центры, выставочные залы, конференц-залы, научные учреждения, библиотеки, системы коммуникаций и тп), поддержка сбыта (маркетинговые исследования, торговые представительства, создание местных брендов и тп), создание согласованных планов стратегического развития – все это должно находиться в зоне внимания местных властей. Очевидно, что создание с федерального уровня нескольких экономических кластеров не снимает с повестки дня вопрос о необходимости создания институциональных условий для развития местных кластеров . Впрочем, в послании Президента речь идет даже не о создании 6-8 кластеров, а о реализации всего одного супермасштабного проекта.
Ирина Бусыгина, профессор МГИМО: Казалось бы, неплохая идея, однако смущает следующее. Можно представить создание подобного центра (для этого достаточно – предположим – указа президента и финансирования) и, если напрячься, можно даже представить себе, что этот центр будет производить какие-то конкурентоспособные технологии (конечно, не во всех направлениях – это наивно). Однако основная проблема в России в данном контексте – это не отсутствие технологий (их можно закупить и за рубежом, многие страны так и делают - и ничего страшного), а страшно медленный и неэффективный процесс их внедрения в производство. Ведь технологии нужны не сами по себе. А если сами – то это просто очередное надувание щек.
|