Обзор знаковых событий МСУ #3 - 2.3 Кластеры и «Силиконовая долина»
Индекс материала
Обзор знаковых событий МСУ #3
1. Введение
2. Технологический прорыв
2.1 Энергоэффективность
2.2 Медицинские технологии фармацевтика
2.3 Кластеры и «Силиконовая долина»
3. Моногорода
4. Школы
5. Дороги
6. Электронное правительство
7. Культура
8. Партсписки
9. Часовые пояса
10. Заключение
Все страницы

2.3 Кластеры и «Силиконовая долина»

Особый интерес вызывает идея создания фармацевтических кластеров. Муниципалитеты, в которых находятся специализированные ВУЗы и научные институты, получают шанс занять свою нишу в глобальной экономике. Авторы «Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года» считают наиболее вероятным создание фармацевтических кластеров в университетских центрах Уральского, Приволжского, Сибирского и Центрального округов.

Фармацевтический кластер — это группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм-разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес- инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Отличительным признаком эффективно действующих кластеров является выход инновационной продукции.

Основными параметрами для мониторинга работы инновационного кластера должны стать:

- общее количество предприятий и количество малых предприятий, входящих в кластер;

- количество занятых в кластере человек, средний возраст работников, средний доход работников;

- количество выданных патентов;

- сумма привлеченных средств разных форм инвестиций (гранты, венчурные и т.п.), в том числе международных;

- сумма произведенных товаров и услуг (из них предназначенных для экспорта).

Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года

Следует отметить, что в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» в разделе «Региональное развитие» есть фраза: «формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6 - 8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах». Видимо, цифра 6-8 кластеров отражает своеобразное понимание авторами «Концепции» процесса кластеростроительства. Если «формировать» кластеры за бюджетные деньги – то на большее средств не хватит. Спорным является и акцент на урбанизированные регионы, поскольку высокотехнологичные производства не требуют большого количества рабочих рук, а обозначенные президентом отрасли (ядерная энергетика, космическая промышленность, производство суперкомпьютеров) не требуют близости к рынкам сбыта.

Развитие хорошо функционирующих кластеров составляет один из самых существенных шагов на пути к развитой экономике. В развивающейся экономике образование кластеров сдерживается низким уровнем образования и низкой квалификацией рабочей силы, слабостью технологии, нехваткой доступного капитала, а также слабым развитием общественных институтов. …Недостаточное развитие кластеров в развивающихся странах не означает, что эти страны не способны к участию в конкурентной борьбе, но оно замедляет совершенствование и повышение производительности. …Развитие кластера представляется управляющим фактором в движении от нижней средней ступени развития (при ВВП на душу населения от 8 до 15 тысяч долларов) к развитой экономике.

… В условиях развивающейся экономики значительная часть экономической деятельности имеет тенденцию концентрироваться вокруг больших столичных городов, таких как Бангкок или Богота. Такая концентрация отражает отсутствие инфраструктуры и необходимых институтов в остальных областях. … Такая картина в экономической географии обусловливает большие издержки в показателях производительности по сравнению с географическим рассредоточением и специализацией. Высокая скученность, наличие узких мест и отсутствие гибкости ведут к высоким административным затратам и неэффективной работе, не говоря уже о снижении уровня жизни. Переход от концентрированной экономики к экономике распределенной, со специализированными отраслями и кластерами представляет собой еще одно существенное достижение в развитии экономики.

… Процессы, вызванные глобализацией, существенно снизили преимущества урбанизации, в то время как определенные преимущества для кластеров возросли. В условиях развитой экономики даже крупные муниципальные районы часто оказываются вполне специализированными до уровня кластеров, осуществляющих экспорт.

… Правительство должно ориентироваться на усовершенствование и развитие ВСЕХ кластеров, а не только каких-либо избранных кластеров. …В конечном счете роль правительства в экономике состоит в разработке и внедрении положительной, четкой и долгосрочной экономической программы или плана изменений, мобилизующего правительство, бизнес, организации и граждан на совершенствование как общей экономической обстановки, так и всего массива местных кластеров.

…ВСЕ кластеры приоритетны, и все они представляют потенциал в отношении вклада в повышение благосостояния. Значение имеет не то, в чем оказывается конкурентоспособным конкретный регион, а то, как осуществляется конкуренция. Вместо того, чтобы выбирать какие-либо конкретные кластеры, следует уделять внимание всем существующим и возникающим кластерам. Все кластеры могут поднимать свою производительность.

…Национальная политика должна устанавливать минимальные стандарты, смещая при этом выбор в отношении государственных инвестиций на более низкие географические уровни, при этом не следует ограничивать инициативы на уровне штатов и территорий. Программы экономического развития должны создавать параллельные усилия на разных географических уровнях. Например, в Новой Зеландии развитие кластера начинается на уровне страны, распространяясь на уровень штата и на местный уровень. Почти три четверти всех местных агентств по экономическому развитию в Новой Зеландии используют модель кластеров в качестве неотъемлемой части своей деятельности.

Майкл Портер «Кластеры и конкуренция. Новые программы для компаний, правительства и организаций».

Отметим также, что в отличие от многих развивающихся стан, в США и Европе в последние полвека увеличивается доля населения, живущего в малых городах, в некоторых странах были приняты специальные законы, ограничивающие рост мегаполисов, и программы экономического развития малонаселенных территорий .

Обозначенная в «Стратегии2020» линия на дальнейшую урбанизацию поддерживается некоторыми авторитетными учеными, которые считают, что большие города станут «локомотивом» развития экономики страны, отводя провинции незавидную роль потребителей средств социальной поддержки, этаких «нахлебников», живущих за счет инновационной экономики больших городов.

Наталья Зубаревич, профессор МГУ: Переходить надо в формат не регионов, а городов. Все будет зависеть от того, как ведут политику главы городов. Мы не понимаем, что делать с малыми и средними городами. Если Россия хочет модернизироваться, она может модернизироваться только одним путем – создавать инновации в центрах и двигать это естественным путем. Инкубатор в Пупкинске создавать нельзя, но мы продолжаем это делать.

Должен быть баланс двух типов социальной политики – баланс социальной защиты и развития социального потенциала, вытаскивания из малых городов тех, кто на это способен. Главная задача – прекратить деградацию. Необходимо создать лифты, кто может – будет подниматься, кто не может – тот лежит, но поддерживается, что называется, с умытым лицом.

Из выступления на конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия»

В этой логике провинциальным жителям остается только «ждать, когда неудержимо растущая Москва доползет до Пупкинска». Из пяти обозначенных Президентом направлений технологического прорыва лишь медицина \фармакология и энергосбережение дают шанс на развитие экономики малых муниципальных образований, остальные направления очень масштабны и будут реализованы под пристальным вниманием чиновников федерального (даже не регионального!) уровня. Вероятнее всего, что эти проекты будут «привязаны» к муниципалитетам, имеющим сильную образовательную и научную базу (это, как правило - крупные города), некоторые проекты будут реализованы на территории наукоградов, свободных экономических зон и закрытых территориальных образований.

Валерий Кирпичников, председатель НП «Центр инноваций» КМО РФ:

В 1991-1992 годах по инициативе городского Совета Соснового Бора Ленинградской области (город ядерной энергетики) был проведён уникальный международный конкурс на лучший ядерный энергоблок нового поколения. В конкурсе приняли участие ведущие фирмы и специалисты Швеции, Германии, Канады, Франции, Великобритании и России. В результате весьма сложно проходившего конкурса российские разработки того времени были признаны очень перспективными для внедрения далеко не только в нашей стране.

Реализация рекомендаций конкурса в городе Сосновый Бор началась, и практически в середине 90-х было заложено строительство энергоблока нового поколения, определены в федеральных структурах источники финансирования. Однако общий разлад в государстве в тот период, постоянные реорганизации системы власти и управления не позволили начатое дело довести до конца. Теперь, по прошествии пятнадцати лет, надо догонять.

В РФ около семи десятков муниципалитетов можно назвать наукоградами (официально такой статус имеют лишь 14 городов, из них 9 находятся в Московской области), почти столько же бывших и нынешних ЗАТО, десяток особых экономических зон. Многие из них (за исключением некоторых ЗАТО из ведомства МинОбороны) имеют заметный потенциал для развития экономических кластеров. Однако по опыту создания особых экономических зон можно судить, что централизованная и заформализованная экономическая политика без связи с планами развития муниципалитета, без поддержки местного сообщества не дает заметного результата . Роль муниципальной власти в экономическом кластере- ключевая. Обеспечение комфортных условий жизни на территории (необходимых для преотвращения «утечки мозгов»), создание научно – образовательной инфраструктуры (учебные центры, выставочные залы, конференц-залы, научные учреждения, библиотеки, системы коммуникаций и тп), поддержка сбыта (маркетинговые исследования, торговые представительства, создание местных брендов и тп), создание согласованных планов стратегического развития – все это должно находиться в зоне внимания местных властей. Очевидно, что создание с федерального уровня нескольких экономических кластеров не снимает с повестки дня вопрос о необходимости создания институциональных условий для развития местных кластеров .

Впрочем, в послании Президента речь идет даже не о создании 6-8 кластеров, а о реализации всего одного супермасштабного проекта.

Наконец, надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров. Там будут формироваться условия, привлекательные для работы ведущих учёных, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов. И создаваться новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии.

Д . Медведев Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12.11.2009

Ирина Бусыгина, профессор МГИМО:

Казалось бы, неплохая идея, однако смущает следующее. Можно представить создание подобного центра (для этого достаточно – предположим – указа президента и финансирования) и, если напрячься, можно даже представить себе, что этот центр будет производить какие-то конкурентоспособные технологии (конечно, не во всех направлениях – это наивно). Однако основная проблема в России в данном контексте – это не отсутствие технологий (их можно закупить и за рубежом, многие страны так и делают -  и ничего страшного), а страшно медленный и неэффективный процесс их внедрения в производство. Ведь технологии нужны не сами по себе. А если сами – то это просто очередное надувание щек.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru