Обзор знаковых событий МСУ #3 - 2.1 Энергоэффективность |
Страница 4 из 14
2.1 ЭнергоэффективностьВозможно, самая острая тема, затронутая Президентом в своем послании – тема повышения энергоэффективности. Федеральные власти говорят о выгодах, которые внедрение энергосберегающих технологий даст населению, руководители местных исполнительных органов власти вынуждены задуматься о рентабельности предприятий ЖКХ и инвестициях, необходимых для модернизации, а местные политики - о тарифах на услуги ЖКХ.
Валерий Кирпичников, председатель НП «Центр инноваций» КМО РФ: То, что предлагается «во-первых» может быть эффективным только по результатам реализации того, что предлагается «в-третьих». Опережающее внедрение учёта не решит проблему. Предприятия и организации, предоставляющие коммунальные услуги, вынуждены будут (что сейчас уже и делают) искать варианты выживания. Например, поставщики коммунальных услуг на некоторых домах города Москвы развесили объявления, что показания счётчиков будут признаваться при определённых условиях. Среди этих условий обязательная сертификация и поверка приборов учёта в специализированных организациях не реже одного раза в полгода. Представляется, что услуги по обслуживанию приборов учёта для потребителей коммунальных услуг будут сопоставимы с полученной экономией при получении самих услуг. Для реализации «проектов повышения энергоэффективности во многих городских кварталах» необходимо, чтобы это направление работы стало выгодным для руководителей городов и хозяйствующих услуг, производителей коммунальных ресурсов. Это сфера ответственности органов местного самоуправления. Сегодняшняя государственная налогово-бюджетная политика не даёт каких-либо стимулов работать эффективно на местном уровне власти. Многолетний парадокс – чем затратнее механизмы управления на муниципальном уровне, тем выше бюджетная обеспеченность муниципального образования в расчёте на одного жителя. Задача федеральной власти не «приступить» к реализации «проектов повышения энергоэффективности во многих городских кварталах», а создать условия, чтобы к решению данной задачи приступили те, кому положено, и кто может это сделать, безусловно, заметно эффективнее. Кроме того, нужны хорошие методики разработки самих программ энергосбережения. Сейчас специалистов, умеющих разрабатывать реально реализуемые программы энергоэффективности у нас единицы. Если потребитель путём несложных арифметических расчётов убедится, что ему выгодно купить по доступной цене энергосберегающую лампу и получить в обозримой перспективе существенную экономию, он это сделает без всякого административного нажима. Если же это будет невыгодно или недоступно, то потребитель повесит вместо «запрещённой» 100-ватной лампочки, две 60-ватных, три 40-ватных, или будет портить глаза при тусклом освещении. Решение может быть достигнуто, если оно будет приниматься каждым потребителем, а не одним решением за всех сразу на государственном уровне власти. Светлана Юркова, директор Российского научного центра государственного и муниципального управления; Александр Широков, научный руководитель РНЦГМУ: Установка приборов учета потребляемых коммунальных услуг – это последний этап контроля потребителем этих услуг. А зная, что в результате ветхости инженерной инфраструктуры (в среднем – за 70%) потери, например, воды составляют значительную величину, мы уверены (и это подтверждается практикой), что просто будут увеличены тарифы на водопотребление, в которые включат эти потери. У нас такие приборы стоят, но у нас новые системы водозабора и водоснабжения, хотя и тут тарифы растут, а в большинстве случаев все устарело, и тарифы будут расти еще больше. Поэтому предполагаемого позитивного последствия для граждан – платы «только за реально потребляемые ими услуги» - не предвидится. Говорится, правда, что «будут модернизированы коммунальные сети», однако вопрос, за счет каких средств. Состояние местных бюджетов известно, а сети находятся в муниципальной собственности. Можно было бы сделать ставку на передачу сетей в концессию, но это пока еще не очень развито, а также есть проблемы в инвестиционной привлекательности этого вида деятельности (вообще-то, теоретически, привлекательно, но в наших условиях масса проблем), да и отечественный, с позволения сказать, инвестор все равно сделает попытку переложить все расходы на потребителя. Особенно «радует» мысль о «реализации проектов энергоэффективности во многих городских кварталах». Это как? В отдельных кварталах города проекты будут реализовываться, а в других нет? У нас, как правило, единые системы водоснабжение и водоотведения, и модернизация одних частей при сохранении в существующем состоянии других никакого эффекта не даст. К тому же «будут введены энергосервисные контракты, позволяющие добиться значительной экономии». Кем будут введены? Говорит-то Президент, а контракты заключаются вовсе не федеральными органами власти (если не считать контрактов по поводу энергоснабжения федеральных организаций). В большинстве случаев контракты заключаются региональными и местными властями, у которых свои резоны, да еще есть и другая сторона контракта – сами поставщики услуг со своими интересами, с которыми нельзя не считаться, особенно с учетом провозглашенной гражданским законодательством свободы договора. В общем, вопросов больше, чем ответов. Насчет энергосберегающих ламп, как говорят наши отдельные друзья, «немножко смешно». У нас что, есть собственное производство, причем достаточной мощности, этих ламп? Есть, конечно, но очень слабосильное. В основном, как нам кажется, совместное российско-китайское, производящее лампы очень низкого качества. Бытовой пример: из пяти купленных нами ламп четыре вышли из строя через сутки (не сутки работы, а календарные сутки). Теперь посчитаем. Стоимость одной такой лампы примерно в пять раз дороже лампы накаливания импортного производства и в пятнадцать – отечественного. Что это, как не удар по семейному бюджету нашей, в большинстве случаев не слишком обеспеченной семьи? Мы уже не говорим о моральных издержках и трате времени на беготню по магазинам (переведите все это на сельскую местность, где нужные магазины в доступной близости отсутствуют). Придется, видимо, закупать эти лампы впрок в большом количестве (о их цене мы уже сказали). Даже это не самое главное для страны, хотя для потребителя, естественно, главное. Первое образование у нас физико-математическое и техническое, поэтому мы знаем, что такое энергопотери в сетях. Электричество по сетям, как отмечалось уже давно, не передается, а теряется. Потери составляют десятки процентов. Памятуя, где электроэнергия генерируется и куда потом передается, мы можем посчитать, сколько этой энергии потеряно, сколько дошло до потребителя и какую долю составляет экономия от внедрения новых ламп на фоне всех потерь. Необходимо отметить, что вслед за посланием Президента последовали меры по обеспечению прозрачности тарифообразования в системе ЖКХ: в конце декабря 2009 г. правительством РФ принято постановление "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса…».
При этом остается открытым вопрос - достаточно ли постановления правительства об открытости информации для обеспечения реального контроля граждан за системой тарифообразования при отсутствии политической конкуренции и очевидной зависимости СМИ от властей, особенно на местном уровне? Тем не менее понятно, что попытки обеспечить прозрачность тарифообразования - необходимая мера при планировании дальнейшего роста тарифов. Авторы «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» связывают вопрос повышения тарифов с необходимостью обеспечения энергоэффективности российской экономики и не скрывают, что значительная часть нагрузки при этом ляжет на рядовых граждан.
|