Обзор знаковых событий МСУ #2 - 5. Полномочия муниципалитетов
Индекс материала
Обзор знаковых событий МСУ #2
1. Укрупнение муниципалитетов
2. Критерии эффективности муниципальных образований
3. Тарифы на услуги локальных монополистов
4. Легитимность местной власти
5. Полномочия муниципалитетов
Все страницы

5.       Полномочия муниципалитетов

Снова и снова мы возвращаемся к обсуждению списка полномочий местного самоуправления.  Теперь речь зашла о мусоре.  О мусоре, на который никто раньше не претендовал (полномочие убирать или перерабатывать мусор - это даже звучит смешно!).

Россия в процентах от экологической катастрофы

Объем непереработанных и необезвреженных отходов в России за последние десять лет увеличился на 16%, заявила председатель комитета Государственной думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова ("Единая Россия"). Как передает корреспондент ИА REGNUM, 24 марта в ходе парламентских слушаний "Вопросы совершенствования нормативного правового регулирования в области обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления", которые прошли в Госдуме, Комарова также отметила: "Ситуация такова, что каждый новый процент роста создает условия для реальной экологической угрозы".

"В целом по стране количество неутилизированных отходов оценивается приблизительно в 82 млрд тонн. При этом, если в Европе более 50% отходов перерабатывается, то в России средний уровень вторичного использования промышленных отходов составляет 35%, а твердых бытовых - не более 4%", - привела данные глава комитета Госдумы.

По мнению Комаровой, чтобы преодолеть "мусорную угрозу", необходимо согласованно действовать по двум направлениям: во-первых, развивать эффективную систему обращения с отходами, сводящую к минимуму негативное воздействие на природу и человека, во-вторых, стимулировать вторичную переработку отходов.

Комарова высказалась за стимулирование переработки отходов и внедрения малоотходных технологий. "Мы, в свою очередь, законодательно поддержим предприятия, обеспечивающие сортировку, обезвреживание, глубокую переработку и размещение отходов, модернизирующие производство для перехода на малоотходные и ресурсоемкие технологии", - сказала она.

В законопроектах, которые уже готовятся ко второму чтению, этим вопросам уделено внимание, сказала Комарова. В частности, по ее словам, для предприятий, инвестирующих во внедрение вышеназванных технологий, предусматриваются экономические стимулы в виде налоговых льгот, льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду, бюджетных субсидий.

Также в ходе слушаний говорилось и о необходимости снижения административного давления и ликвидация бюрократических препонов для хозяйственной деятельности. Комарова выступила с предложением обсудить возможность объединения экологических и санитарных критериев отнесения отходов к классам опасности.

На слушаниях также звучали предложения о перераспределении полномочий в части организации деятельности по ликвидации и переработке отходов. Сегодня на муниципальные власти взвалено, как показывает практика, бремя по организации всей деятельности по удалению отходов без наличия достаточных организационных, финансовых, технических и кадровых ресурсов, сказала Комарова. При этом она отметила, что решения по выбору способов обезвреживания отходов, проектированию и строительству соответствующих объектов требуют межмуниципальных согласований, следовательно, могут быть приняты только региональными властями.

"Полагаю, что целесообразно "поднять" часть этих полномочий с плеч муниципалитетов на уровень субъектов федерации, тем самым, обеспечив реальную возможность для их реализации с учетом потребностей развития региона", - заявила Комарова. "В свою очередь, контроль за полнотой и качеством осуществления этих мер будет закреплен за федеральным центром", - добавила она.

Комарова также затронула вопросы учета схем размещения отходов при разработке документов территориального планирования субъектов РФ. По мнению Комаровой, "для создания реальных рычагов управления и контроля за потоками отходов, в Градостроительном кодексе необходимо закрепить требования о включении в "Материалы по обоснованию проектов схем территориального планирования" генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов, а также планов размещения объектов переработки, обезвреживания и захоронения отходов".

"Конечно, можно говорить о том, что загрязнение атмосферы - это тоже "дым отечества", но едва ли для кого-то он сладок и приятен. Особенно, когда он доносится с тлеющих по соседству свалок", - отметила глава профильного комитета.

ИА REGNUM 24.03.2009

Зоя Викторова, консультант по стратегическому развитию: Затянувшийся поиск оптимальной системы распределения полномочий между региональным и муниципальным уровнями управления, который казалось бы должен был формально закончиться с принятием и вступлением в силу федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», продолжается и рождает новые, порой удивительные по предлагаемым формам межуровневого взаимодействия конфигурации. Мы по-прежнему пытаемся, как в известной басне, «сесть по-другому» и тем самым обеспечить решение тех или иных проблем территориального развития. Перетягивание ресурсного одеяла с одного управленческого уровня на другой, маскирующее по факту бегство от ответственности, бесконечные конфликты между главами муниципалитетов и регионов, свидетельствующие о высочайшем уровне антагонизма между управленцами, работающими в интересах одной и той же территории, вызывают некоторое непонимание в отношении того, что же, а главное - с какой целью - делят эти люди.

По большому счету, не важно, у кого находятся полномочия и ресурсы, если их «держатели» смотрят в одну сторону, умеют и, что важнее, хотят разговаривать и договариваться о целях и инструментах их достижения. Так, может быть, нам не хватает не квалифицированных экспертов, которые могут выстроить эффективные схемы разграничения полномочий, и не грамотных юристов, которые могут адекватно зафиксировать эти схемы в законодательстве, а людей, заинтересованных, прежде всего, в развитии и повышении качества жизни населения тех территорий, которыми они управляют?

Передел полномочий как  способ переспределить  денежные потоки  - это важная  движущая сила законодательного процесса.   К сожалению.  Но не единственная.  Есть законодательные инициативы, выраженные политическими силами в ответ на   общественную  потребность (не важно - какими именно полтическbми силами, при наличии политической конуренции они сами будут искать такие инициативы)  .  И роль экспертного сообщества при  формулировании этой общественной потребности нельзя переоценить.

Виктор Басаргин: Госзаказ позволит выйти в 2009 году на строительство 50 млн. квадратных метров жилья.

В ходе встречи Министра регионального развития Виктора Басаргина, с Председателем Правительства России Владимиром Путиным, Глава Минрегиона отметил, что в российских регионах реализуются программы по выходу из кризиса, в частности, по борьбе с безработицей. Эти программы разработаны штабами, которые возглавляют губернаторы. Владимир Путин поручил Виктору Басаргину еще раз проверить, все ли губернаторы возглавили эти штабы в соответствии с его поручением.  ...
Отдельным вопросом встречи, был вопрос о Госзаказе в строительной отрасли. Как отметил Виктор Басаргин, Госзаказ сформирует 20% спроса на строящееся жилье, что позволит выйти на строительство в 2009 году 50 миллионов квадратных метров жилья. Глава Минрегиона сообщил, что на данный момент 35 регионов по объему жилищного строительства демонстрируют рост, а 49 - падение. «Из 11 регионов только Московская область и Татарстан достигают значительного прироста», - сказал Виктор Басаргин.

07.04.2009   Сайт Минрегионразвития

Елена Шомина - профессор ГУ-ВШЭ, доктор политических наук:  Кризис - и кризис жилищной сферы - очень хороший повод для того, чтобы пересмотреть в целом приоритеты жилищной политики России и обратить внимание на возможное развитие арендного сектора жилья.   Лучшие международные эксперты- жилищники неоднократно подчеркивали, что первая возможность решения жилищных проблем - это аренда, а собственность - это тогда, когда уже «все сыты» и в целом жилищные проблемы решены. В городах Европы живут не собственники квартир, а наниматели. От 50 до 90 % жителей городов - это наниматели (квартиросъемщики!). Собственники живут  в пригородной зоне. Самые разные группы  квартиросъемщиков  снимают жилье у разных домовладельцев  - и муниципалитетов, и частных компаний, и провайдеров социального жилья. А наши муниципалитеты лишь стремятся избавиться от своей недвижимости, от своей ответственности за муниципальный жилищный фонд.  Сейчас есть возможность новое жилье, особенно то, на которое нет спроса, превратить в доходные дома,  создать  также  систему  «бесприбыльного» или «бездотационного жилья», укрепить позиции социального жилья. Не упустить бы шанс!

Сформулированная экспертом общественная потребность  - в сфере полномочий муниципалитета. Однако это как раз тот случай, когда потребуется поддержка (не вмешательство!)  федерального уровня.  Слишком сложный клубок проблем  затронут.  Провайдеры социального жилья сами собой не появятся.  И крупные домовладельцы - тоже.  Зная, как устроена российская политическая кухня, можно прогнозировать, что на решение такой задачи уйдет не меньше  нескольких лет.  Тут и кризис не поможет.   Зато очень поможет инициатива  на местах.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru