Обзор знаковых событий МСУ #1
Индекс материала
Обзор знаковых событий МСУ #1
1. Структурная неопределенность системы
2. Национальные особенности муниципалитетов
3. Местная идентичность как конкурентное преимущество
4. Доверие и участие граждан в самоуправлении
5. Перспективы развития и финансовая независимость
Все страницы

 

межотраслевой Институт коммунальных стратегий http://m-i-k-s.ru #1 март 2009

Направление трендов

или

Куда мы катимся?

 

Обзор знаковых событий

в сфере развития

местного самоуправления

Вы можете скачать данный текст  в doc- формате (117К, 9стр)

В данном обзоре  освещены некоторые темы, касающие вопросов развития российского местного самоуправления.  Публикуемая «пятерка»  тем   выбрана  экспертами института  по  степени  их «знаковости»,  исходя из того, насколько  комментируемые события  характеризуют   стратегические  направления  развития системы местного самоуправления,  выявляют потенциальные возможности  или обозначают проблемы  завтрашнего дня.   Будущее не приходит внезапно.  Оно уже отражается в текущих событиях или проявляется  в каких-то локальных точках.   И благоприятные  прогнозы,  и  прогнозы-предупреждения – это  сигналы предстоящих изменений.  Как быть  -  постараться изменить складывающийся тренд? Или  «оседлать волну»? Или  не отвлекаться от текущих задач?  Рано или поздно сделать этот выбор придется каждому муниципалитету.

Интересующие нас  знаковые события, представленные в этом обзоре,  так или иначе касаются социальных изменений, вызванных  муниципальной реформой.  Надо  отметить, что если наиболее  актуальной журналисты  считали  тему  кризиса, и реакция на него  очевидна (запоздалая «попытка осмысления»), то  с муниципальной реформой все гораздо сложнее.  Законодательный долгострой  превратился  в  депутатскую  игрушку-конструктор «собери ,  разбери  и собери заново» .


1. Структурная неопределенность системы

Напомним, что пресловутый ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  был принят в 2003 году, а к дате окончательного его вступления в силу (1 января 2009 года)  в  текст закона  41 раз вносились поправки.  Причина сложившейся ситуации и пути выхода из нее  – тема отдельного разговора,  сейчас же для нас важно зафиксировать факт:  «утряска»  условий деятельности  муниципалитетов продолжается,  правила игры не определены, ситуация нестабильности  пролонгируется.

Речь идет не только о  президентской поправке  о порядке отстранения мэров, широко обсуждаемой в СМИ,  но и о  многочисленных  инициативах  регионального значения.   Губернаторы,  не смущаясь  требованиями  ст. 131 Конституции РФ («структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно»), по-отечески   ненавязчиво    объясняют  муниципальным депутатам,   какая  структура  органов власти  самая правильная и сколько денег можно  потратить  на  систему управления.

В  правительстве Ульяновской области разработан  план изменений в системе муниципального управления, в соответствии с которым  главы всех муниципальных образований  области должны избираться  из числа депутатов местных собраний представителей и работать на общественных началах.  Всем  действующим  главам  населенных пунктов предлагается  добровольно уйти в отставку и перейти  на работу сити-менеджерами.  Для нынешних   руководителей администраций  создаются специальные должности   первого заместителя главы. Для проведения преобразований  вносятся  изменения в областной закон «О муниципальной службе», где предусматривается  должность первого заместителя главы муниципального образования, а  всем муниципалитетам  необходимо принять  соответствующие поправки в уставы.  Ульяновской городской  думе и собраниям представителей Цильнинского и Новоспасского районов придется  самораспуститься в июле 2009 года, чтобы изменить систему избрания своих руководителей.

Коммерсант-Самара

Губернатор Петербурга считает необходимым создать более эффективную систему местного самоуправления в Москве и Петербурге. «Существующая структура не совсем соответствует требованиям единого мегаполиса, необходимо делать ее более совершенной, изменяя организационно», - сказала В.Матвиенко.  Губернатор отметила, что, когда создавалась существующая структура, она была едина для всей страны и поэтому не учитывала особенностей Москвы и Санкт-Петербурга. «Конечно, законодательно изменить существующую систему достаточно трудно, так как любые изменения для органов местного самоуправления требуют проведения референдумов. Поэтому торопиться в этом вопросе не надо, у нас создана рабочая группа, которая прорабатывает соответствующие предложения».

ИА Интерфакс

Губернатор Псковской области М.Кузнецов (смещен   в   феврале – МИКС) инициировал внесение изменений в Устав Пскова. В частности, он предложил сократить с 5 лет до 1 года срок полномочий главы администрации города.

ИА Псковское агентство информации

Кризис  дал  региональным властям  повод  (и  кажущееся оправдание)  для очередного вмешательства  в  дела местного самоуправления.    Региональные чиновники  искренне считают  обеспечение управленческой эффективности муниципалитетов зоной своей ответственности, ни журналисты, ни аналитики не  отмечают  несуразности и бесперспективности этой позиции.

Как само собой разумеющиеся воспринимаются заявления областных, краевых и республиканских чиновников:  «всем муниципальным образованиям необходимо оптимизировать расходы на содержание органов местного самоуправления", «нужно принимать меры по эффективному управлению и пересмотру бюджетной политики муниципальных образований»,  «планировалось, что снижение численности  составит 16%, однако  по большей части сокращения прошли на уровне субъекта, муниципалитеты в этой работе инициативу не проявили»,  «губернатор поставил перед органами местного самоуправления задачу снижения затрат на собственное содержание до 6,5 % от объема своих бюджетов»,    «одной из ключевых статей экономии должно стать содержание аппаратов».

«В  правительстве области появится новая комиссия - по административной реформе. Комиссия займется не только повышением эффективности работы областных органов власти и местного самоуправления, но и будет разрабатывать новые - сокращенные - нормативы содержания госструктур и конкретных должностей.  Например, вдвое сокращены расходы на телефонную связь областных госслужащих, на очереди - оптимизация транспортных и других расходов. Эти меры касаются и муниципального уровня власти.  Так, зарплата руководителей дотационных территорий уже сокращена вдвое».

Вести-Иркутск

К сожалению, большинство муниципальных депутатов и руководителей принимают  притязания  региональных властей на мелочную опеку,   а если и возражают, то говорят о  содержании  «ценных указаний» сверху, не оспаривая сам принцип  вмешательстова  в дела местного самоуправления.

«Мы готовы сокращать. Но только скажите, какие функции область на себя забирает и мы за них больше не отвечаем. У нас лишних людей нет. Если в министерстве от нескольких десятков до сотни человек сидят, то в администрации на каждом направлении - один человек. Убери его, направление остается незакрытым. Поэтому этот вопрос очень щекотливый» - говорит глава одного из муниципалитетов. 

Приходится констатировать:   формальное размежевание полномочий между мунициципалитетами и  субъектами РФ ,  бывшее одной из главных целей муниципальной реформы, не привело к разделению ответственности .  Как и раньше губернаторы  представляют  себя отцами народа, берут на себя ответственность  за  все происходящее на территории  региона, рассматривая муниципальные администрации как  территориальные подразделения региональной власти и относясь к их главам как к своим подчиненным.  Не оправдался расчет на то, что назначаемые губернаторы не станут  заниматься  популизмом, взваливая на себя ответственность за  каждый детский садик и  каждую  канализационную трубу.  Эксперты считают, что в основе патернализма   лежит  не столько российская ментальность, сколько финансовые интересы губернаторского окружения.  В этой ситуации опыты по социальному конструированию   лишь прикрываются теоретическими построяниями  об эффективности тех или иных принципов построения структуры органов местно самоуправления, в действительности  изменения диктуются конъюнктурными интересами.

Ситуация осложняется тем, что социальные  опыты  государственных органов власти накладываются на естественный  и необходимый  процесс  самоопределения  местного сообщества, приводя к  неразберихе  и конфликтам.

В Кандалакше прошли слушания по вопросу внесения поправок в Устав муниципального образования. «Это в наших, кандалакшских, традициях: сначала принять решение, затем, одумавшись, спешно его отменить, а по истечении времени вновь вернуться на исходную позицию»: оброненная участником слушаний реплика  как нельзя лучше подходит к ситуации, связанной с главным документом района - уставом. Как правило, причиной внесения в него изменений становились перемены в политической обстановке.

Во времена правления Александра Вихорева (в дальнейшем, как известно, осужденного за дачу взятки) районные депутаты, вступившие с ним в конфронтацию, изменили порядок формирования органов местного самоуправления. Приняли норму, согласно которой в райсовет нового созыва должны входить депутаты и главы поселений. Те, в свою очередь, могли избрать из своего состава главу района. Инициаторами этих изменений выступили поселенческие органы местного самоуправления.
Но ситуация во власти изменилась: осужденного Вихорева лишили права в течение трех лет занимать муниципальные должности. А в декабре 2007-го на этот пост большинством голосов люди выбрали Нину Варламову. И тут возникла коллизия: райсовет, который должен быть сформирован после выборов поселенческих депутатов в октябре текущего года, имел полное право назначить главу из своего состава. Вероятно, чтобы дать Варламовой возможность отработать полный срок, в последние месяцы 2008-го три из четырех поселений отозвали свои предложения, поставив об этом в известность избирком.
Однако дальнейшие трагические события перечеркнули все намерения: 16 декабря прошлого года Нина Варламова погибла от руки убийцы. Тут же были предприняты попытки вернуться к так называемому варианту делегирования в райсовет представителей поселений, что позволило бы избежать всенародных выборов главы, которые, судя по опыту прошлых лет, в Кандалакше спокойно не проходят. Однако попытки оказались безуспешными. Городскому совету Кандалакши, собравшемуся на декабрьское заседание, не удалось набрать голоса за делегирование своих представителей в новый райсовет. Советы других поселений и вовсе этот вопрос не рассматривали.
После тщетных усилий повернуть ситуацию вспять 25 декабря районный совет принял решение о внесении изменений в устав. Суть их сводится к тому, чтобы из документа исключить статью о формировании совета из представителей поселений. А это означает, что 1 марта в соответствии с принятым территориальной избирательной комиссией решением состоятся выборы депутатов райсовета (выборы состоялись, на второй срок переизбрались  лишь 6 депутатов из 21 - МИКС). Кроме того, в связи с досрочным прекращением полномочий бывшего главы автоматически вступает в силу уже имеющаяся в уставе статья 25.1, которая предусматривает избрание главы районным советом из своего состава. Этот же человек возглавит представительный орган местного самоуправления. Руководителя же администрации назначит конкурсная комиссия.
Однако внесение изменений в устав согласно законодательству, требует проведения публичных слушаний. Состоялись они 16 января.   Реплики выступающих:

- Высшее достижение демократии - волеизъявление народа. У нас никто его не спросил. Депутаты сами все решили.

- Народ знает, как вы вносите изменения в устав. То вносите, то выносите, используя 131-й закон о местном самоуправлении.

- Есть такое выражение: «Когда джентльмены понимают, что не могут выиграть, они меняют правила игры». Считаю, что нельзя изменять устав в предвыборной ситуации. Это опасно!
- Да у нас во власть рвутся только воры и варяги, больше никого нет!

Поддержать инициативу райсовета решил присутствовавший на публичных слушаниях представитель губернатора в Кандалакшском районе Федор Коньков. Он отметил, что главу из состава депутатов выбирают уже в нескольких муниципальных образованиях нашей области - в Мончегорске, Кировске, Терском и Кольском районах.
А выборы райсовета, как известно, назначены на 1 марта. Парад парадоксов в Кандалакше продолжается...

Мурманский вестник

Очевидно, что  любая нестабильность  препятствует экономическому развитию, а  нестабильность местной нормативной базы   считается одним из признаков  существования  коррупции в местных органах власти и отрицительно характеризует инвестиционную привлекательность  муниципалитета.   Вызывает сомение необходимость очередного  пересмотра  границ и структуры муниципалитетов  под флагом  укрепления экономических связей, поскольку мировой опыт свидетельствует, что  административное объединение не обязательно для создания крупных промышленных агломераций, и даже наоборот, препятствует ему.

В соответствии со стратегией развития  Ханты-Мансийского автономного округа в Югре  к 2020 году появятся муниципальные агломерации. Объединению будут подвергнуты муниципальные образования, связанные общей транспортной схемой, экономической базой и населением, втянутым в производственные процессы. Так, город Нягань станет центром Приобья, включив в себя п. Октябрьский. Одновременно она станет опорой для реализации программ по освоению Приполярного Урала. Сургут интегрируется с Нефтеюганском, который некоторыми приезжими уже воспринимается как пригород этой неформальной столицы Югры. Появится на карте автономии и Большой Ханты-Мансийск, который, как уже понятно хотя бы из того, что у одноименного района нет своего центра, включит в себя его деревни и поселки. Нижневартовск тоже сольется с одноименным районом, город Урай – с пгт. Междуреченский, а Югорск – с Советским. И у каждой агломерации будет своя специализация.

 

Учитывая, что описанные проблемы существуют уже длительное время, можно прогнозировать, что обществом будет сформулирован запрос на   «последнее изменение» стабилизирующего  характера.  Вероятно,  проблема будет решаться параллельно  по нескольким направлениям :  1) обеспечение  гарантий  независимости муниципалитетов , что потребует  в меру радикальных изменений в  ФЗ-131   2) давление  на федеральные власти со сороны  политиков и экспертов, занимающихся муниципальными проблемами, в том числе  через  Конституционный суд  с целью лоббирования  поправок в ФЗ-131, обеспечивающих невмешательство госорганов в дела месного самоуправления  3) местные инициативы по принятию поправок в Уставы муниципальных образований, значительно осложнящих процедуру внесения  дальнейших изменений в устав (по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь»).


2. Национальные особенности  муниципалитетов

Продолжая  тему  муниципальной реформы, следует специально отметить распространение  действия  ФЗ-131 на всю территорию РФ с 2010 года, для чего пришлось даже принять именной закон  «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике».   Проблемы, связанные с реализацией прав граждан на местное самоуправление в некоторых субъектах  РФ были  одной из причин  создания новой редакции федерального закона о местном самоуправлении. Именно в названных республиках внедрение  местной демократии шло  наиболее трудно. В качестве причины руководством  назывались неурегулированные границы и необходимость централизации в  условиях  вооруженного   конфликта, что  было понятно в отношении Чечни, но не столь очевидно в отношении Ингушетии.

Однако кроме  названных проблем существуют другие -  необсуждаемые пока – сложности.  В обеих  республиках сильны мусульманские традиции, которые не всегда  удается  примирить  с законами РФ  (к примеру , в свое время президент Ингушетии Р.Аушев   выходил  с законодательной инициативой  о внесении поправок в Семейный кодекс, легализующих  сложнопостроенные мусульманские семьи).   Несомненно,  что семейные кланы, из которых складывается  чеченское и ингушское общество,  имеют собственные традиции самоуправления, которые могут вписаться или не вписаться в  рамки закона.   Есть вероятность того, что республиканские власти  постараются  найти компромиссные варианты организации местного самоуправления, создавая  соответсвующие местным   традициям  органы МСУ. Приняв такое решение, кавказские республики могут  превратиться из аутсайдеров в лидеров муниципальной реформы.

Управление министерства юстиции по Карелии зарегистрировало новый устав Пряжинского района. Новый устав отличается от предыдущего тем, что он провозглашает национальный статус муниципального образования. В 90-е годы Пряжинский район имел этот статус, поскольку является местом компактного проживания представителей двух коренных народов: карелов (ливвики и людики) и финнов. Но несколько лет назад он был снят в связи с изменениями федерального и республиканского законодательства. Сейчас он восстановлен.

http://vedlozero.ru

В любом случае (независимо от того, как поведут себя власти Ингушетии и Чечни в отношении муниципальной реформы),  можно прогнозировать, что именно в национальных республиках, национальных районах и национальных поселениях (такие термины встречаются в Уставах и Конституциях некотрых субектов РФ) будет   вырабатываться   более сложная структура органов местного самоуправления,  вызванная  необходимостью   сохранения  языка, культуры и национальной самобытности. Уже сейчас  на общем  фоне  простой  системы местных органов власти большинства российских муниципалитетов  муниципальные образования некоторых национальных республик  (например в Татарстане) отличаются  развитой структурой  самоуправления.

Всероссийский кризис неплатежей по кредитам разного уровня, вынуждает банки искать не только новые способы взыскания денег, но и способы отсеивания будущих заемщиков. Сбербанк в целом ужесточил правила выдачи кредитов. Региональные банки оказались более изобретательны: в некоторых кавказских республиках теперь, чтобы получить в банке деньги, необходимо одобрение совета старейшин.

В Карачаево-Черкесии нашли способ отделить хороших заемщиков от плохих: к работе банковских служб подключили совет старейшин республики. Первым такой способ взял на вооружение Россельхозбанк, которые ранее остановил выдачу кредитов из-за всплеска неплатежей в республике. Теперь без непосредственного одобрения совета старейшин республики у потенциальных заемщиков не будет возможности получить кредит. Прежде чем представить банку список желающих получить кредиты, совет старейшин населенного пункта вместе с главой муниципалитета будут рассматривать каждую кандидатуру – оценивать необходимость в кредите и платежеспособность заемщика. Далее список отправится в совет района и республики, где определят самых достойных на получение кредитов в банке. На 2009 год в Карачаево-Черкесии планируется выдать жителям села кредитов на 1,5 млрд рублей, но решающее слово будет за старейшинами республики.

NR2.ru

Объединение некоторых субъектов РФ повлекло за собой  увеличение количества национальных муниципальных образований.  Несомненно, что  во избежание социальных потерь  для этносов,  еще недавно имевших  государственные атрибуты и статус, потребуется большее внимание  к вопросам национальной культуры, традиционных промыслов (что в свою очередь связано с экологией) и  образования, для чего  необходимы соответсвующие  механизмы, институциированные как органы местного самоуправления.  Работа эта по большей мере еще впереди, поскольку зависит от того, насколько она осознана.


3. Местная идентичность как конкурентное преимущество

Установление местных правил (способов решения   социальных проблем) происходит  при понимании  жителями муниципалитетов  своей  общности  и   может быть связано не только с   вопросами национальной  самоидентификации, но и с  формулированием  любых других  общих интересов.  При этом вполне вероятно, что нормы (правила решения социальных проблем), которые считаются общими для всей страны, очень по-разному воспринимаются  (решаются) в разных местностях.

Суд города Первоуральск Свердловской области лишил квартиры местного диджея из-за того, что он прослушивал музыку на большой громкости, передает . Квартира будет продана с публичных торгов. Сумма, вырученная от продажи недвижимости, будет передана выселенному владельцу квартиры после того, как из нее вычтут расходы на исполнение судебного решения.

Иск к жильцу квартиры подала городская администрация Первоуральска. К местным властям обратились соседи диджея, которые жаловались на то, что из его квартиры постоянно доносятся звуки музыки. По мнению соседей, владелец квартиры организовал у себя дома звукозаписывающую студию.

В течении  2008 года жильцы дома 16 раз обращались в милицию с жалобами на своего шумного соседа, а также неоднократно просили городскую администрацию разобраться в сложившейся ситуации.

По словам судей, власти предупреждали музыканта о том, что намерены обратиться в суд, однако не добились от него прекращения нарушения общественного порядка. Позднее администрация обратилась в суд, который принял решение удовлетворить иск о лишении диджея права собственности на его квартиру.

Лента.Ру

На наш взгляд, следует ожидать  появления примеров установления местных стандартов и правил, в большей и ли меньшей степени сообразующихся с общефедеральными стандартами. Фактически существующее разнобразие местных взглядов и традиций   рано или поздно проявится в виде формализованных  правил.   Особенно явно эти отличия  могут  определиться   при создании новых муниципалитетов на основе   развития девелоперских проектов, поскольку для привлечения  покупателей (жителей) авторы проекта должны показать преимущества формируемого сообщества.    Все это пока  с удивлением воспринимается  у нас, но нисколько не удивительно для иностранцев. Зарубежом можно встретить город, где живут только пенсионеры, или только  семейные  люди,  или город, где на улицах запрещено сквернословить  (нарушитель будет жестоко наказан – как диджей в Первоуральске),  и тд и тп.


4. Доверие  и  участие  граждан в самоуправлении

Для того, чтобы  жители могли устанавливать комфорные для местного сообщества правила общежития,  государство  наряду с другими правами гарантирует  им право на участие в местном самоуправлении. Напомним, еще в феврале 2001 года, когда тема муниципальной реформы  только ставилась в повестку дня, тогдашний президент РФ В.В.Путин на заседании Государственного Совета   произнес  слова (часто цитируемые теперь):  «местное самоуправление  - это власть, до которой рядовой гражданин должен дотянуться рукой. Он должен совершенно точно влиять на действия этой власти и чувствовать это влияние».   Самый очевидный  способ такого влияния -  выборы.  Однако как раз реализация права избирать и быть избранным в органы местно го самоуправления   поставлена под сомнение. 

Второго  марта  по всей стране прошли выборы, запомнившиеся многим гражданам главным образом тем, что они были не простыми, а почти что электронными. Однако в Смоленске "высокие технологии" стали инструментом конкурентной борьбы между двумя кандидатами на пост мэра города.

Еще 19 февраля "Российская газета" сообщила о том, что Ленинский районный суд Смоленска отменил регистрацию сразу двух кандидатов на должность мэра - Алексея Казакова и Сергея Маслакова. Оба кандидата заказали изготовление агитационных материалов рекламному предприятию, которое, как вдруг выяснилось, использовало в своей деятельности нелицензионное программное обеспечение.

Однако дело не столько в самом факте снятия двух кандидатов, сколько в формулировках, которые использовались для вынесения приговора. Так, согласно решению суда, Сергей Маслаков "при заключении договоров на изготовление печатной продукции должен был предусмотреть условие договора об использовании лицензионных программ и в рамках договорных обстоятельств убедиться в том, соответствует ли используемое программное обеспечение условиям договора и требованиям закона".

То есть, проще говоря, проверить лицензионность, чего кандидат не сделал, поэтому его вина заключается в "неосторожности", а ссылки на обязанность типографии самостоятельно следить за лицензионностью софта суд во снимание не принял.

Таким образом, знаменитая фраза о законе и дышле вновь подтверждается практикой. Вебпланета.ру

Массовое снятие кандидатов с выборов   - основная «избирательная технология», используемая   местными  политико-экономическими  группировками в борьбе за власть.   Поводы для снятия придумываются самые разные (иногда – очень экзотические):  сокращенная запись адреса  в подписных листах,  отсутствие дополнительного штампа в паспорте на странице «дети», отсутствие в  сданных в комиссию документах копии  обложки документа, и т.п.,  примеров не счесть.

Опасное последствие этих действий -  потеря доверия к системе организации власти.   Снижается процент явки на выборы,  уменьшаяется количество желающих выдвигаться на выборные должности.  СМИ констатируют: «учащаются случаи ухода глав сельсоветов с должности, так как полномочия по объему растут, а исполнять их из-за мизерного бюджета нет возможности», гражане публично заявляют: « Да у нас во власть рвутся только воры и варяги, больше никого нет!». Продолжение практики  снятия с выборов неугодных властям кандидатов ставит под угрозу существование местного самуправления  как института,   ведь захваченная власть   -   это уже не  самоуправление.  Как могут развиваться события в этом случае, можно увидеть на печальном примере Кондопоги (2006 г), где отчуждение власти привело к  заметному  падению явки на выборах,  коррупции и бездействию органов  власти  и массовым беспорядкам .

Поскольку многие представители ответственных элит осознают опасность  подобного сценария, нужно надеяться, что   местным сообществом будут предприняты меры по демократизации   работы  избирательных комиссий ( дополнительные требования  к информационной открытости, создание экспертных групп при комисссиях, изменение процедуры выдвижения и утверждения состава территориальных комиссий). Не всегда эти попытки будут успешными ввиду  противодействия  сил, заинтересованных в сохранениии  статус-кво.   Однако, поскольку  цель  демокртизации местной избирательной системы - не получение власти,  а обеспечение общественного консенсуса в отношении процедуры и результатов выборов, эти меры  должны быть  поддержаны  большинством представителей бизнеса.


5. Перспективы развития  и   финансовая  независимость

Любое обсуждение итогов муниципальной реформы сводится к признанию очевидного факта:  полномочия муниципалитетов не обеспечены собственными доходами.   Этот вывод справедлив как в отношении  муницпальных образований,  не имеющих  налоговой базы,  так и в отношении  экономически  развитых  муниципалитетов,   на территории которых собираются значительные суммы налогов в   региональные и федеральные бюджеты,  незначительная  часть которых возвращается в виде субвенций.  Такая ситуация  не создает стимулов для  поддержки местной  экономики и превращает в пустую декларацию конституционный принцип  невхождения  органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.  Довольно часто  финансовая зависимость просто вынуждает муниципальные  образования  отказываться  от своих полномочий.

В настоящее время в республике Дагестан органы местного самоуправления 528 из 698 сельских поселений из-за невозможности самостоятельно осуществлять полномочия по формированию, исполнению и контролю местных бюджетов передали эти функции в соответствии с соглашениями администрациям муниципальных районов.

«Дагестанская правда»

«Из всех налогов, собранных в Хабаровске, в городской бюджет в 2008 году поступило всего 16,4%», «по-прежнему высока зависимость муниципальных бюджетов  от областной казны. Безвозмездные перечисления составляют 65,4%»,  «муниципальные образования в Башкортостане испытывают хронический финансовый голод» - похожие  фразы  можно встретить в любой  аналитической  статье на тему  муниципального  развития. Обозначенная проблема   иемеет два аспекта:  необходимо на длительный срок закрепить за муниципалитетами нормативы налоговых отчислений  от федеральных и/или региональных налогов либо увеличить количество  муниципальных налогов (важно для экономически развитых муниципальных образований) и определить  принципы  финансового выравнивания (актуально для дотационных регионов).

Заместитель генерального директора Фонда реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов Ирина Стародубровская:  «Что касается методов финансового выравнивания, то они не работали в принципе. Потому что в условиях переходного периода было разрешено финансировать местные бюджеты по фактическим доходам и расходам. Экспертное сообщество очень веселилось по поводу подобных формулировок, потому что их не было, наверное, с середины 1990-х годов. Уже было признано, что нельзя так финансировать. А тут написали открытым текстом, что фактически дефицит финансируем, никаких проблем».

Интернет-газета БашвестЪ

Поскольку нерешенность проблемы финансовой зависимости  ставит под сомнение  все итоги муниципальной  реформы,  федеральные  власти вынуждены будут принять какие-то решения в этом направлении.  Качество (цельность или половинчатость) этих решений будет зависеть от того, насколько  организованно заинтересованные стороны (ассоциации и  объединения муниципалитетов) смогут  отстоять  при этом свои интересы.

В этой связи нужно надеяться на то, что  официальные (созданные в соответствии с ФЗ-131) и менее официальные (околопартийные  и корпоративные) ассоциации муниципалитетов и муниципальных активистов  проявят максимальную активность  в поддержку  таких решений.

 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru