Обзор знаковых событий МСУ #1 |
межотраслевой Институт коммунальных стратегий http://m-i-k-s.ru #1 март 2009
Вы можете скачать данный текст в doc- формате (117К, 9стр) В данном обзоре освещены некоторые темы, касающие вопросов развития российского местного самоуправления. Публикуемая «пятерка» тем выбрана экспертами института по степени их «знаковости», исходя из того, насколько комментируемые события характеризуют стратегические направления развития системы местного самоуправления, выявляют потенциальные возможности или обозначают проблемы завтрашнего дня. Будущее не приходит внезапно. Оно уже отражается в текущих событиях или проявляется в каких-то локальных точках. И благоприятные прогнозы, и прогнозы-предупреждения – это сигналы предстоящих изменений. Как быть - постараться изменить складывающийся тренд? Или «оседлать волну»? Или не отвлекаться от текущих задач? Рано или поздно сделать этот выбор придется каждому муниципалитету. Интересующие нас знаковые события, представленные в этом обзоре, так или иначе касаются социальных изменений, вызванных муниципальной реформой. Надо отметить, что если наиболее актуальной журналисты считали тему кризиса, и реакция на него очевидна (запоздалая «попытка осмысления»), то с муниципальной реформой все гораздо сложнее. Законодательный долгострой превратился в депутатскую игрушку-конструктор «собери , разбери и собери заново» . 1. Структурная неопределенность системы Напомним, что пресловутый ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят в 2003 году, а к дате окончательного его вступления в силу (1 января 2009 года) в текст закона 41 раз вносились поправки. Причина сложившейся ситуации и пути выхода из нее – тема отдельного разговора, сейчас же для нас важно зафиксировать факт: «утряска» условий деятельности муниципалитетов продолжается, правила игры не определены, ситуация нестабильности пролонгируется. Речь идет не только о президентской поправке о порядке отстранения мэров, широко обсуждаемой в СМИ, но и о многочисленных инициативах регионального значения. Губернаторы, не смущаясь требованиями ст. 131 Конституции РФ («структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно»), по-отечески ненавязчиво объясняют муниципальным депутатам, какая структура органов власти самая правильная и сколько денег можно потратить на систему управления.
Кризис дал региональным властям повод (и кажущееся оправдание) для очередного вмешательства в дела местного самоуправления. Региональные чиновники искренне считают обеспечение управленческой эффективности муниципалитетов зоной своей ответственности, ни журналисты, ни аналитики не отмечают несуразности и бесперспективности этой позиции. Как само собой разумеющиеся воспринимаются заявления областных, краевых и республиканских чиновников: «всем муниципальным образованиям необходимо оптимизировать расходы на содержание органов местного самоуправления", «нужно принимать меры по эффективному управлению и пересмотру бюджетной политики муниципальных образований», «планировалось, что снижение численности составит 16%, однако по большей части сокращения прошли на уровне субъекта, муниципалитеты в этой работе инициативу не проявили», «губернатор поставил перед органами местного самоуправления задачу снижения затрат на собственное содержание до 6,5 % от объема своих бюджетов», «одной из ключевых статей экономии должно стать содержание аппаратов».
К сожалению, большинство муниципальных депутатов и руководителей принимают притязания региональных властей на мелочную опеку, а если и возражают, то говорят о содержании «ценных указаний» сверху, не оспаривая сам принцип вмешательстова в дела местного самоуправления. «Мы готовы сокращать. Но только скажите, какие функции область на себя забирает и мы за них больше не отвечаем. У нас лишних людей нет. Если в министерстве от нескольких десятков до сотни человек сидят, то в администрации на каждом направлении - один человек. Убери его, направление остается незакрытым. Поэтому этот вопрос очень щекотливый» - говорит глава одного из муниципалитетов. Приходится констатировать: формальное размежевание полномочий между мунициципалитетами и субъектами РФ , бывшее одной из главных целей муниципальной реформы, не привело к разделению ответственности . Как и раньше губернаторы представляют себя отцами народа, берут на себя ответственность за все происходящее на территории региона, рассматривая муниципальные администрации как территориальные подразделения региональной власти и относясь к их главам как к своим подчиненным. Не оправдался расчет на то, что назначаемые губернаторы не станут заниматься популизмом, взваливая на себя ответственность за каждый детский садик и каждую канализационную трубу. Эксперты считают, что в основе патернализма лежит не столько российская ментальность, сколько финансовые интересы губернаторского окружения. В этой ситуации опыты по социальному конструированию лишь прикрываются теоретическими построяниями об эффективности тех или иных принципов построения структуры органов местно самоуправления, в действительности изменения диктуются конъюнктурными интересами. Ситуация осложняется тем, что социальные опыты государственных органов власти накладываются на естественный и необходимый процесс самоопределения местного сообщества, приводя к неразберихе и конфликтам.
Очевидно, что любая нестабильность препятствует экономическому развитию, а нестабильность местной нормативной базы считается одним из признаков существования коррупции в местных органах власти и отрицительно характеризует инвестиционную привлекательность муниципалитета. Вызывает сомение необходимость очередного пересмотра границ и структуры муниципалитетов под флагом укрепления экономических связей, поскольку мировой опыт свидетельствует, что административное объединение не обязательно для создания крупных промышленных агломераций, и даже наоборот, препятствует ему.
Учитывая, что описанные проблемы существуют уже длительное время, можно прогнозировать, что обществом будет сформулирован запрос на «последнее изменение» стабилизирующего характера. Вероятно, проблема будет решаться параллельно по нескольким направлениям : 1) обеспечение гарантий независимости муниципалитетов , что потребует в меру радикальных изменений в ФЗ-131 2) давление на федеральные власти со сороны политиков и экспертов, занимающихся муниципальными проблемами, в том числе через Конституционный суд с целью лоббирования поправок в ФЗ-131, обеспечивающих невмешательство госорганов в дела месного самоуправления 3) местные инициативы по принятию поправок в Уставы муниципальных образований, значительно осложнящих процедуру внесения дальнейших изменений в устав (по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь»).
2. Национальные особенности муниципалитетов Продолжая тему муниципальной реформы, следует специально отметить распространение действия ФЗ-131 на всю территорию РФ с 2010 года, для чего пришлось даже принять именной закон «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике». Проблемы, связанные с реализацией прав граждан на местное самоуправление в некоторых субъектах РФ были одной из причин создания новой редакции федерального закона о местном самоуправлении. Именно в названных республиках внедрение местной демократии шло наиболее трудно. В качестве причины руководством назывались неурегулированные границы и необходимость централизации в условиях вооруженного конфликта, что было понятно в отношении Чечни, но не столь очевидно в отношении Ингушетии. Однако кроме названных проблем существуют другие - необсуждаемые пока – сложности. В обеих республиках сильны мусульманские традиции, которые не всегда удается примирить с законами РФ (к примеру , в свое время президент Ингушетии Р.Аушев выходил с законодательной инициативой о внесении поправок в Семейный кодекс, легализующих сложнопостроенные мусульманские семьи). Несомненно, что семейные кланы, из которых складывается чеченское и ингушское общество, имеют собственные традиции самоуправления, которые могут вписаться или не вписаться в рамки закона. Есть вероятность того, что республиканские власти постараются найти компромиссные варианты организации местного самоуправления, создавая соответсвующие местным традициям органы МСУ. Приняв такое решение, кавказские республики могут превратиться из аутсайдеров в лидеров муниципальной реформы.
В любом случае (независимо от того, как поведут себя власти Ингушетии и Чечни в отношении муниципальной реформы), можно прогнозировать, что именно в национальных республиках, национальных районах и национальных поселениях (такие термины встречаются в Уставах и Конституциях некотрых субектов РФ) будет вырабатываться более сложная структура органов местного самоуправления, вызванная необходимостью сохранения языка, культуры и национальной самобытности. Уже сейчас на общем фоне простой системы местных органов власти большинства российских муниципалитетов муниципальные образования некоторых национальных республик (например в Татарстане) отличаются развитой структурой самоуправления.
Объединение некоторых субъектов РФ повлекло за собой увеличение количества национальных муниципальных образований. Несомненно, что во избежание социальных потерь для этносов, еще недавно имевших государственные атрибуты и статус, потребуется большее внимание к вопросам национальной культуры, традиционных промыслов (что в свою очередь связано с экологией) и образования, для чего необходимы соответсвующие механизмы, институциированные как органы местного самоуправления. Работа эта по большей мере еще впереди, поскольку зависит от того, насколько она осознана. 3. Местная идентичность как конкурентное преимущество Установление местных правил (способов решения социальных проблем) происходит при понимании жителями муниципалитетов своей общности и может быть связано не только с вопросами национальной самоидентификации, но и с формулированием любых других общих интересов. При этом вполне вероятно, что нормы (правила решения социальных проблем), которые считаются общими для всей страны, очень по-разному воспринимаются (решаются) в разных местностях.
На наш взгляд, следует ожидать появления примеров установления местных стандартов и правил, в большей и ли меньшей степени сообразующихся с общефедеральными стандартами. Фактически существующее разнобразие местных взглядов и традиций рано или поздно проявится в виде формализованных правил. Особенно явно эти отличия могут определиться при создании новых муниципалитетов на основе развития девелоперских проектов, поскольку для привлечения покупателей (жителей) авторы проекта должны показать преимущества формируемого сообщества. Все это пока с удивлением воспринимается у нас, но нисколько не удивительно для иностранцев. Зарубежом можно встретить город, где живут только пенсионеры, или только семейные люди, или город, где на улицах запрещено сквернословить (нарушитель будет жестоко наказан – как диджей в Первоуральске), и тд и тп.
4. Доверие и участие граждан в самоуправлении Для того, чтобы жители могли устанавливать комфорные для местного сообщества правила общежития, государство наряду с другими правами гарантирует им право на участие в местном самоуправлении. Напомним, еще в феврале 2001 года, когда тема муниципальной реформы только ставилась в повестку дня, тогдашний президент РФ В.В.Путин на заседании Государственного Совета произнес слова (часто цитируемые теперь): «местное самоуправление - это власть, до которой рядовой гражданин должен дотянуться рукой. Он должен совершенно точно влиять на действия этой власти и чувствовать это влияние». Самый очевидный способ такого влияния - выборы. Однако как раз реализация права избирать и быть избранным в органы местно го самоуправления поставлена под сомнение.
Массовое снятие кандидатов с выборов - основная «избирательная технология», используемая местными политико-экономическими группировками в борьбе за власть. Поводы для снятия придумываются самые разные (иногда – очень экзотические): сокращенная запись адреса в подписных листах, отсутствие дополнительного штампа в паспорте на странице «дети», отсутствие в сданных в комиссию документах копии обложки документа, и т.п., примеров не счесть. Опасное последствие этих действий - потеря доверия к системе организации власти. Снижается процент явки на выборы, уменьшаяется количество желающих выдвигаться на выборные должности. СМИ констатируют: «учащаются случаи ухода глав сельсоветов с должности, так как полномочия по объему растут, а исполнять их из-за мизерного бюджета нет возможности», гражане публично заявляют: « Да у нас во власть рвутся только воры и варяги, больше никого нет!». Продолжение практики снятия с выборов неугодных властям кандидатов ставит под угрозу существование местного самуправления как института, ведь захваченная власть - это уже не самоуправление. Как могут развиваться события в этом случае, можно увидеть на печальном примере Кондопоги (2006 г), где отчуждение власти привело к заметному падению явки на выборах, коррупции и бездействию органов власти и массовым беспорядкам . Поскольку многие представители ответственных элит осознают опасность подобного сценария, нужно надеяться, что местным сообществом будут предприняты меры по демократизации работы избирательных комиссий ( дополнительные требования к информационной открытости, создание экспертных групп при комисссиях, изменение процедуры выдвижения и утверждения состава территориальных комиссий). Не всегда эти попытки будут успешными ввиду противодействия сил, заинтересованных в сохранениии статус-кво. Однако, поскольку цель демокртизации местной избирательной системы - не получение власти, а обеспечение общественного консенсуса в отношении процедуры и результатов выборов, эти меры должны быть поддержаны большинством представителей бизнеса. 5. Перспективы развития и финансовая независимость Любое обсуждение итогов муниципальной реформы сводится к признанию очевидного факта: полномочия муниципалитетов не обеспечены собственными доходами. Этот вывод справедлив как в отношении муницпальных образований, не имеющих налоговой базы, так и в отношении экономически развитых муниципалитетов, на территории которых собираются значительные суммы налогов в региональные и федеральные бюджеты, незначительная часть которых возвращается в виде субвенций. Такая ситуация не создает стимулов для поддержки местной экономики и превращает в пустую декларацию конституционный принцип невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Довольно часто финансовая зависимость просто вынуждает муниципальные образования отказываться от своих полномочий.
«Из всех налогов, собранных в Хабаровске, в городской бюджет в 2008 году поступило всего 16,4%», «по-прежнему высока зависимость муниципальных бюджетов от областной казны. Безвозмездные перечисления составляют 65,4%», «муниципальные образования в Башкортостане испытывают хронический финансовый голод» - похожие фразы можно встретить в любой аналитической статье на тему муниципального развития. Обозначенная проблема иемеет два аспекта: необходимо на длительный срок закрепить за муниципалитетами нормативы налоговых отчислений от федеральных и/или региональных налогов либо увеличить количество муниципальных налогов (важно для экономически развитых муниципальных образований) и определить принципы финансового выравнивания (актуально для дотационных регионов).
Поскольку нерешенность проблемы финансовой зависимости ставит под сомнение все итоги муниципальной реформы, федеральные власти вынуждены будут принять какие-то решения в этом направлении. Качество (цельность или половинчатость) этих решений будет зависеть от того, насколько организованно заинтересованные стороны (ассоциации и объединения муниципалитетов) смогут отстоять при этом свои интересы. В этой связи нужно надеяться на то, что официальные (созданные в соответствии с ФЗ-131) и менее официальные (околопартийные и корпоративные) ассоциации муниципалитетов и муниципальных активистов проявят максимальную активность в поддержку таких решений. |