Обзор знаковых событий МСУ #1 - 2. Национальные особенности муниципалитетов
Индекс материала
Обзор знаковых событий МСУ #1
1. Структурная неопределенность системы
2. Национальные особенности муниципалитетов
3. Местная идентичность как конкурентное преимущество
4. Доверие и участие граждан в самоуправлении
5. Перспективы развития и финансовая независимость
Все страницы

2. Национальные особенности  муниципалитетов

Продолжая  тему  муниципальной реформы, следует специально отметить распространение  действия  ФЗ-131 на всю территорию РФ с 2010 года, для чего пришлось даже принять именной закон  «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике».   Проблемы, связанные с реализацией прав граждан на местное самоуправление в некоторых субъектах  РФ были  одной из причин  создания новой редакции федерального закона о местном самоуправлении. Именно в названных республиках внедрение  местной демократии шло  наиболее трудно. В качестве причины руководством  назывались неурегулированные границы и необходимость централизации в  условиях  вооруженного   конфликта, что  было понятно в отношении Чечни, но не столь очевидно в отношении Ингушетии.

Однако кроме  названных проблем существуют другие -  необсуждаемые пока – сложности.  В обеих  республиках сильны мусульманские традиции, которые не всегда  удается  примирить  с законами РФ  (к примеру , в свое время президент Ингушетии Р.Аушев   выходил  с законодательной инициативой  о внесении поправок в Семейный кодекс, легализующих  сложнопостроенные мусульманские семьи).   Несомненно,  что семейные кланы, из которых складывается  чеченское и ингушское общество,  имеют собственные традиции самоуправления, которые могут вписаться или не вписаться в  рамки закона.   Есть вероятность того, что республиканские власти  постараются  найти компромиссные варианты организации местного самоуправления, создавая  соответсвующие местным   традициям  органы МСУ. Приняв такое решение, кавказские республики могут  превратиться из аутсайдеров в лидеров муниципальной реформы.

Управление министерства юстиции по Карелии зарегистрировало новый устав Пряжинского района. Новый устав отличается от предыдущего тем, что он провозглашает национальный статус муниципального образования. В 90-е годы Пряжинский район имел этот статус, поскольку является местом компактного проживания представителей двух коренных народов: карелов (ливвики и людики) и финнов. Но несколько лет назад он был снят в связи с изменениями федерального и республиканского законодательства. Сейчас он восстановлен.

http://vedlozero.ru

В любом случае (независимо от того, как поведут себя власти Ингушетии и Чечни в отношении муниципальной реформы),  можно прогнозировать, что именно в национальных республиках, национальных районах и национальных поселениях (такие термины встречаются в Уставах и Конституциях некотрых субектов РФ) будет   вырабатываться   более сложная структура органов местного самоуправления,  вызванная  необходимостью   сохранения  языка, культуры и национальной самобытности. Уже сейчас  на общем  фоне  простой  системы местных органов власти большинства российских муниципалитетов  муниципальные образования некоторых национальных республик  (например в Татарстане) отличаются  развитой структурой  самоуправления.

Всероссийский кризис неплатежей по кредитам разного уровня, вынуждает банки искать не только новые способы взыскания денег, но и способы отсеивания будущих заемщиков. Сбербанк в целом ужесточил правила выдачи кредитов. Региональные банки оказались более изобретательны: в некоторых кавказских республиках теперь, чтобы получить в банке деньги, необходимо одобрение совета старейшин.

В Карачаево-Черкесии нашли способ отделить хороших заемщиков от плохих: к работе банковских служб подключили совет старейшин республики. Первым такой способ взял на вооружение Россельхозбанк, которые ранее остановил выдачу кредитов из-за всплеска неплатежей в республике. Теперь без непосредственного одобрения совета старейшин республики у потенциальных заемщиков не будет возможности получить кредит. Прежде чем представить банку список желающих получить кредиты, совет старейшин населенного пункта вместе с главой муниципалитета будут рассматривать каждую кандидатуру – оценивать необходимость в кредите и платежеспособность заемщика. Далее список отправится в совет района и республики, где определят самых достойных на получение кредитов в банке. На 2009 год в Карачаево-Черкесии планируется выдать жителям села кредитов на 1,5 млрд рублей, но решающее слово будет за старейшинами республики.

NR2.ru

Объединение некоторых субъектов РФ повлекло за собой  увеличение количества национальных муниципальных образований.  Несомненно, что  во избежание социальных потерь  для этносов,  еще недавно имевших  государственные атрибуты и статус, потребуется большее внимание  к вопросам национальной культуры, традиционных промыслов (что в свою очередь связано с экологией) и  образования, для чего  необходимы соответсвующие  механизмы, институциированные как органы местного самоуправления.  Работа эта по большей мере еще впереди, поскольку зависит от того, насколько она осознана.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru